Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

04.08.2020 14:40 Вторник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 01.08.2020 г.

«Колёса стучат по-разному…»

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

В ЧЕСТЬ ДНЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА СПЕЦИАЛИСТ ВАГОННОГО ДЕПО УДОСТОЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАГРАДЫ

Что общего у музыканта и осмотрщика-ремонтника вагонов? Многие воспримут такой вопрос за шутку, но родство все-таки есть и непосредственное. Это идеальный слух. Юрий Иванович Феклистов уже тридцать лет работает на железной дороге и по звуку определяет наличие дефектов и повреждений в подвижном составе.

УСЛЫШАТЬ И ПРЕДУПРЕДИТЬ

Наверняка, многие на железной дороге становились свидетелями того, как взрослый человек в форме идет вдоль вагонов и стучит молоточком по колесным парам. Несведущий решит — балуется. А осмотрщик на слух улавливает, исправны ли колесо или узел. Юрия Ивановича Феклистова в эксплуатационном вагонном депо знает каждый. Уже три десятилетия он ходит с молоточком по путям и слушает стук колес. За это время ни одну поломку не пропустил.

«В вагоне все взаимосвязано: одна неисправность влечет другую. Поэтому важно ее вовремя устранить. Но чтобы выявить дефект, помимо знаний, нужен музыкальный слух, — объясняет  осмотрщик особенности своей работы. — Например, стукнешь контрольным молоточком по колесу: если звук глухой, значит трещина большая, если звук чистый, звонкий, как у колокола, то все в порядке.

Причем важно ударять по определенному месту — не сверху, а спереди. Так же с буксовым узлом: если звук дребезжащий или удваивается, значит идет разрушение механизма. Возможно, гайка отвернулась,или ролик вылетел. Не заметишь — может и колесо отвалиться».

Сейчас у Юрия Ивановича шестой разряд. Самый высокий среди ремонтников: седьмой присваивается старшему осмотрщику. А начинал Феклистов слесарем второго разряда. Чтобы повысить квалификацию сдавал экзамены: прошел все ступени, познал эту профессию с азов.

ДИСТАНЦИЯ С ПОЛНОЙ ВЫКЛАДКОЙ

Восемь часов утра, рабочий день, как скоростной состав, только-только набирает обороты. А Юрий Иванович вместе с напарником уже сдает свою смену после ночи. Конечно, работать в темное время суток — стресс для организма. Но в нынешнее лето — все-таки больше спасение. Когда на улице жара под 40, а у тебя в одной руке — сумка с инструментами весом около четырех килограммов, в другой — боль- шой фонарь, плюс специальный молоток с длинной ручкой, идти вдоль раскаленной «железки» не самое лучшее времяпрепро- вождение.

«Работаем вдвоем — одному нельзя. Мы должны друг за другом смотреть, переговариваться, спрашивать. Даже идти нога в ногу. У каждого своя сторона: я всегда с севера, он — с юга, — рассказывает железнодорожник. — Бывает, кто-то из нас не услышит звук неисправности, подсказываем. Или же на соседнем пути проводятся маневры, тоже напоминаем,  предупреждаем. В нашей работе по-другому нельзя».

За 12 часов минувшей смены Феклистов с напарником осмотрел 14 поездов, в каждом в среднем по 60 вагонов. В общей сложности прошел восемь километров. «Но это еще мало, — подсмеивается напарник. — Бывает и десять, и больше проходишь за смену». Но даже после такой нагрузки, мы за ним еле успеваем, когда он знакомит нас со своим рабочим местом. Юрий Иванович знает, куда поставить ногу и как, чтобы не споткнуться на щебне или шпалах и не сбавить шаг. Конечно, сноровку добавляет специальная обувь с толстой подошвой, но и без физической подготовки в работе осмотрщика не обойтись. «Все трудно: и осматривать, и ремонтировать. Иногда, бывает, так заклинит, особенно тормозную систему, что приходится ломом выбивать валики, чтобы освободить. Заваливается рычаг, и колеса юзом идут. Бьешь кувалдой по этому валику, выбиваешь его. И, потом регулируешь тормозную систему. На место ставишь. Вагон дальше уже не заторможенный едет, — продолжает Феклистов. — Физически тяжело. Но моя работа нужная и очень ответственная. От того, как я исполню свои обязанности, зависит безопасность на железной дороге. Бывает, идешь — и одни браки попадаются. В то время, как у напарника — все в порядке. Значит, на предыдущей станции с моей стороны осмотрщик прозевал. И ты уже не имеешь права ошибиться, надо вдвойне внимательно осматривать».

СТАРЕЙШИНЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

Осмотрщик-ремонтник вагонов — самая старейшая среди железнодорожных профессий: она появилась вместе с самой железной дорогой. Исторический факт — всего через шесть недель после открытия первой железнодорожной линии в Англии произошло первое крушение поезда из-за отказа тормозной системы. Тогда и появилась профессия осмотрщика вагонов, который проверял состав перед отправлением. И до сих пор в любое время суток и любую погоду они на своем посту. По словам Юрия Феклистова, осмотр поезда начинается с его прибытия на станцию, так как многие неисправности вагонов можно обнаружить при движении. Мастер, стоя на островке безопасности, осматривает каждый проезжающий вагон, буквально за считанные секунды составляет мнение об исправности состава. К моменту полной остановки поезда у «больного» вагона уже должны находиться специалисты, которые детально осмотрят и поставят окончательный «диагноз», подлежит ли он быстрому ремонту или нужно его отцеплять.

«У меня был случай при встрече поезда. Глаз зацепил крытый вагон. У них крыша крепится на специальных болтах. И вот, когда вагон проезжает стыки рельсов, у него крыша поднимается. Пришлось отцепить. При встрече примерно 80%, а то и больше, определяется нарушений и неисправностей, — говорит железнодорожник. — Бывает, у полувагонов двери открытые, болтаются. Это тоже опасно. Как-то мы с напарником у полувагона дверь хотели закрыть, а там валиков не хватало. Случается — у крытого вагона дверь слетит с роликов. Она немного свисла, а в дальнейшем может где-то уйти на соседний путь. Опять может повлечь крушение».

Когда поезд прибывает на пункт технического осмотра вагонов (ПТО), вагонники приступают к его техническому обслуживанию. Осматривают кузов и ходовую часть вагона, автосцепное устройство, тормозное оборудование. За очень короткий отрезок времени необходимо осмотреть все узлы и не пропустить серьезную неисправность. Они несут ответственность за то, что поезд проследует по гарантийному участку без задержек и отцепок из-за технических неисправностей.

ПО СВОЕМУ ПУТИ

Юрий Иванович Феклистов — человек скромный. Но по всему видно, что свое дело знает до мелочей. Но в осмотрщики его привел случай. По первому образованию он водитель. В 1988 году устроился в вагонное депо на автобус, но попал под сокращение. От предложения перейти в слесари по ремонту подвижного состава не отказался. С тех пор вагоны изучил от «А» до «Я».

«Конечно, не сказать, что у нас в семье династия, но многие так или иначе были связаны с железной дорогой. Мама на станции работала в техперсонале. Отцу, крановщику, тоже приходилось выполнять какие-то работы на путях. Брат был железнодорожником, — рассказывает Юрий Иванович. — И это неудивительно. В Кинеле все так. Вот говорят, Иваново — город невест, а Кинель — город железнодорожников». Феклистов подготовил многих молодых осмотрщиков, работающих ныне и в Кинеле, и в Самаре.

«Юрий Иванович — один из самых опытных специалистов нашего ПТО. За достижение высоких и стабильных производственных результатов, внедрение прогрессивных технологий и обеспечение эффективной работы железнодорожного транспорта в этом году его отметили знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте — 30 лет». Такой награды удостаиваются единицы. Юрий Феклистов среди них», — рассказал Роман Васильевич Козак, заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо по кадрам и социальным вопросfм.

В другой сфере Юрий Иванович Феклистов себя уже не представляет: его сердце давно бьется в унисон со стуком колес. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

104