Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

07.09.2020 10:48 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 34 от 29.08.2020 г.

КРАСОТА И РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА

Автор: Нина БУХВАЛОВА

АВТОРСКАЯ РАБОТА ТАМАРЫ ВИКТОРОВНЫ САБЛИНОЙ ОТМЕЧЕНА МЕДАЛЬЮ ОБЛАСТНОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА «СИМВОЛЫ ВЕЛИКОЙ РОССИИ»

Жюри отметило также еще одну ее работу. Это — личное достижение. А результаты педагогического труда — в победах воспитанников. Преподаватель, художник-оформитель Тамара Викторовна Саблина вместе с детьми создает удивительные декоративные поделки. Рожденные на бумаге образы воплощаются в художественных работах.

УВЛЕЧЕНИЕ СТАЛО ПРОФЕССИЕЙ

К творчеству Тамара Викторовна была неравнодушна с детства, но долго считала это просто интересным занятием в свободное время. В роду только мамин брат умел рисовать. Юная Тамара наблюдала, как он рисует, и потом сама взяла в руки карандаши и краски. Уже взрослой девушке подсказку дал Виктор Кузнецов, художник-оформитель работал на железной дороге. Увидев рисунки, настоятельно советовал ей поступать в московский вуз, дал адрес, куда следует отправить работы для конкурсного отбора.

Тамара Викторовна вспоминает тот поворотный период своей жизни: «Сразу покорять Москву? Конечно же, я испытывала страх — куда мне, самоучке, «рыпаться» в столичные вузы. На удивление все прошло гладко, и я в Московский университет искусств поступила с первого захода».

Окончила изобразительный факультет декоративно-оформительского отделения. Диплом на руках, и что дальше? «Мне вновь помог Кузнецов. Я устроилась художником в Кинельскую дистанцию пути. Моя мечта сбылась — хобби стало работой», — вспоминает Тамара Викторовна.

У Тамары Саблиной за плечами пятьдесят лет трудового стажа. После железной дороги в поселке Усть-Кинельский работала в детском саду, школе, в Центре внешкольной работы «Вундеркинд». Педагог показывает работы воспитанников Центра и детей, с которыми сейчас занимается в Кинельском районе. Всегда ее кружковцы становились призерами различных конкурсов. Из последних достижений: пятеро ребят стали дипломантами Всероссийского творческого конкурса.

ДАТЬ СВОБОДУ РИСОВАТЬ

В школе учитель ИЗО обязан работать по утвержденной программе. А вот в сис-теме дополнительного образования на занятиях по декоративно-прикладному искусству педагогу дается больше простора для творчества, выбора различных технологий.

«На занятиях в кружках я давала свободу рисовать то, что хочет ребенок, — говорит Тамара Викторовна. — Пусть проявляет фантазию и развивает то направление, которое ему нравится. Кто-то лучше владеет красками, другой — акварелью, третий любит рисовать карандашами — здесь явно надо развивать графику. Так, одна девочка постоянно рисовала модели одежды, в итоге выучилась в Москве на модельера. Другой воспитанник поступил в Самарский строительно-архитектурный институт. Запомнился мальчик, который все время детально рисовал машины, вполне мог стать конструктором на автопроизводстве. И хотя этого не сложилось, он до сих пор тесно связан с творчеством».

В изостудии на занятиях Т. В. Саблиной дети были увлечены, им не хватало отведенного времени, а старших от работы было не оторвать и несколько часов кряду.

«Интересно наблюдать, как проявляют себя дети в творчестве», — продолжает педагог. В школе учитель на уроках подмечала, какие природные способности заложены в ученике, его наклонности, а на дополнительных занятиях их развивала.

В одно время она сама много рисовала. В детскому саду Красного Яра, где работала после замужества, расписанная ею стена до сих пор радует ребятишек сказочным сюжетом.

ВСЁ В ДЕЛО

«Мне по душе больше прикладное искусство», — признается Тамара Викторовна. Ребята под ее руководством находят новые формы, материалы, развивают свои направления. Вначале Саблина вместе с воспитанниками была увлечена модульным оригами. В то время эта техника была новой в творчестве, и конкурсное жюри всегда отмечало их работы дипломами.

Потом начали работать с природными материалами. Тамара Викторовна рассказывает, как она разработала свою методику: «Экологическая тема в современном декоративно-прикладном искусстве занимает все больше места. В таком направлении я стала работать со своими воспитанниками. Как-то подметила, что высушенное природное сырье при измельчении и растирании поражает яркими красками, которые по своим оттенкам даже превосходят синтетические аналоги. Летом с ребятами стали собирать различные растения, лепестки цветов, листочки. Высушенное сырье измельчала, затем, как в лаборатории, расфасовывала по баночкам».

Природа — самый талантливый художник. Высушенные цветы календулы, розы, герани, подсолнечника, хризантемы дают богатую цветовую гамму. Незаменимы в работе укроп, другие пряные травы. Зернышки риса, гороха, семена дыни, арбуза — все в дело. «Для основы работ мы применяем высушенный чай из одноразовых пакетиков, он дает хороший фон с богатой гаммой коричневых оттенков», — делится секретами своей технологии автор. Созданные педагогом и ее воспитанниками работы удивляют своей фантазией, фактурой и мастерством исполнения.

«В декоративном направлении можно использовать все, что угодно, — считает Тамара Викторовна. — Мое последнее направление — использование ниток, которое мы сами опробовали в смешанной технике. Дети любят разрезанные на мелкие кусочки цветные ниточки теребить до полного распушения. Мы используем все, что находится под рукой, что растет под ногами. А результат работы получается сложный».

Задуманный сюжет рисует педагог, а многочасовую кропотливую «засыпку» выполняет воспитанник. Такие занятия вырабатывают усидчивость, терпение и между тем разжигают азарт — творить. Преподаватель привела пример, как непоседы на занятиях «перерождаются» в трудолюбивых творцов. Как-то мама Лидия Андреева попросила позаниматься с ее сыновьями-погодками, чтобы унять их пыл. Тихон и Федот в начале ни минуты спокойно высидеть не могли, а потом так увлеклись творчеством, диву дались — до международных конкурсов дошли. А еще отмечено, что ее кружковцы выполняют филигранную работу, и за что не возьмутся — обязательно победы добьются в конкурсах.

ПРИДУМАТЬ И ВОПЛОТИТЬ

Тамара Викторовна увлеклась фриволите — плетением кружев. Но не из ниток, а из шпагата. «Из этих грубых волокон получаются тонкие узоры, почти такие, как вологодские кружева или оренбургские паутинки», — рассказывает педагог. Разглядывая ее работы «Жар-птица», «Конек-Горбунок» с удивлением узнаем, что плетения заполнены нежным фоном из того же самого грубого шпагата. Достигается этот эффект техникой распушения нитей. Казалось бы, все просто, а на деле выглядит красиво и органично. Но прежде все это надо было придумать, воплотить.

«Как рождаются образы будущих работ?» — спросили мы художника-оформителя. Тамара Викторовна поделилась: «Ложусь спать, а в голове крутятся образы, фрагменты, которые, как в калейдоскопе, складываются в картинку на тему конкурсного задания. Из чего сделать работу — пробую по наитию, получается свое. А дальше дело техники — с детьми взять и сделать придуманное».

Творческий процесс не остановить. Даже непредвиденные обстоятельства не смогли заставить ее оставить любимое дело. Два года назад сломала руку, но творчество не забросила. Лишь внучку просила подсобить — подать, подержать.

«У художника руки, голова, душа — единое целое, — говорит Тамара Викторовна Саблина. — В таком сочетании проявляется талант. А как человек воспользуется данным ему свыше даром — зависит не только от него самого. Родителям нужно способности ребенка увидеть, а задача педагога — их развить. Тогда все сложится».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

75