Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

27.10.2021 12:56 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 23.10.2021 г.

Рисовать = любить всей душой

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

В ГОРОДСКОМ ДОМЕ КУЛЬТУРЫ ОТКРЫЛАСЬ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЧЛЕНА СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ ЕЛЕНЫ СТОЛЯРОВОЙ

Выставочное пространство ГДК не пустует в сегодняшней сложной обстановке. Творчество, искусство должны жить и продолжать свою миссию добра. Ведь созидательная сила мира прекрасного в том и состоит, чтобы дать надежду, в сюжетах и красках создать ауру света, теплоты, чтобы восхищение и впечатления от созерцания остались надолго.

ВОЛШЕБСТВО ТВОРЧЕСТВА

«Параллели» — название экспозиции художницы переносит в геометрию, но суть ее опровергает главные правила этой точной науки. На выставке пересеклись два противоположных стиля искусства — реализм и абстракционизм, в которых Елена Столярова творила в непростой 2020 год.

Как создавалась эта серия картин, на открытии выставки рассказала автор работ, член творческого Союза художников России, кандидат искусствоведения, профессор Самарского государственного института культуры Елена Георгиевна Столярова: «Реалистические работы всегда были: у меня классичес-кое образование. Но сложное время, в которое мы все попали, приостановило течение жизни, и каждый из нас попытался осознать, понять свое бытие. Нам, художникам, было проще: у нас под рукой краски, кисти и бумага, мы выплескивали свое состояние на лист, картон, холст. Это сплошная моя фантазия. Предыдущее образование напрочь забыла. образы, какие рождались в голове, попыталась передать в цвете. И получала удовлетворение. Тенденция современного искусства — интерактивность, оно вступает в диалог со зрителем. Во всех этих условных работах, которые я отнесла к направлению неоэкспрессионизма, появляется что-то новое, новые приемы. Мою интерпретацию даю в сопровождающих текстах. Зритель, возможно, увидит что-то свое».

В ДИАЛОГЕ СО ЗРИТЕЛЕМ

Выставка «Параллели» объединила 40 работ Елены Столяровой. Еще до открытия они нашли своего зрителя. Сразу же после торжественной части посетители воспользовались возможностью пообщаться с художницей. Обсуждения начались с серии портретов. Живые, цельные работы буквально взяли первых посетителей выставки в плен.

«Портреты писала с фотографий, так как все были на само-изоляции. Это конкретные люди: моя внучка Дарья, мой друг Ефим, моя подруга, одноклассница Виктория. Очень интересный человек — Юрий Михайлович Горвиц, основатель и руководитель Международного детского лагеря «ЮНИО-Р», — рассказала художница. — По фотографии сложно писать, потому что можно «засушить» образ. Нужно все время находиться в состоянии любви. Но я и не могу писать не любя. Если берусь за портрет, то вспоминаю самые лучшие качества человека и влюбляюсь в образ, который вижу. Рисовала с душой. Вот моя коллега Аделя. Образ Виктора срисован с моего родственника. На этой картине ему 86 лет, но он очень стремительный, мощный. Мне захотелось его изобразить. Пишешь тех, кто нравится, в ком видишь изюминку. Впрочем, каждый человек уникален, надо только посмотреть на него добрыми и любящими глазами».

СОВЕТЫ ОТ МАСТЕРА

В своих реалистических работах Столярова стремится найти особенные черты изображаемого персонажа. В портретах это чаще всего глаза. В результате созданный образ долго не отпускает своего зрителя. Начинающая художница Алиса Артамонова поинтересовалась у Елены Георгиевны, как складывался ее творческий путь, и стоит ли ребенку расстраиваться при первом провале.

«Ни в коем случае, — эмоционально откликнулась на вопрос профессионал. — Провалов не бывает. Если даже какая-то картина не получается, отложи ее в сторону. Она отлежится и получится лучше, чем задумывали. Самое главное, чтобы нравилось. Я рисовать начала с десяти лет, в одиннадцать — пошла в изостудию. Мне это просто нравилось, никаких грандиозных планов не было. Мама пошла записывать — мол, дочь хорошо срисовывает. Ей тогда заведующий отделением сказал, что срисовывать мало, надо, чтобы сама рисовала. Это композиторская работа идет. Одно дело — натюрморт стоит, можно его срисовать. Портрет — другое, следующий художественный этап, нужно по-своему интерпретировать что-то, увидеть образ».

Другая юная художница Маша Абраменко поинтересовалась о картине «За Лесом Радость» — реалистичная ли она или абстракция.

«Дети такие тонкие — заметили эту работу», — восхитилась Столярова. Картина соответствует современным тенденциям: в ней есть воздух, пространство, нет ничего лишнего, построена на минимализме. Ее история очень интересная. И автор рассказала эту историю: «Мне виделся лес в этой картине. Сейчас — по краям полоской красный фон. Это я параллельно делала другую работу с иероглифом «Радость», в которой преимущественно был красный цвет: клеила бумагу, отрывала, красила, намочила — краска потекла по фактуре. И невзначай бросила картину «Лес» на другую — окрашенную красным, с символом «Радость». И красный цвет передался на эту картину. Подняла и не стала переделывать: показалось, что так лучше загорится цвет. И вот получилась картина «За Лесом Радость». Когда приступаешь к работе, сначала даже не знаешь, что получится. Вот обратите внимание на другую картину. Здесь по сырой краске процарапала вилкой, и получились капли. А когда на расстоянии посмотрела, увидела большую каплю. Сам процесс интересен. Рисовать может кто угодно. Кандинский первые картины начал создавать в тридцать лет, когда уже был доктором права. Он почувствовал, что ему хочется рисовать».

НЕПОВТОРИМЫЕ КАРТИНЫ

Серию работ, выполненных в абстрактном стиле, Елена Столярова начала с акварельной картины «Золотая рыбка».

«Я ее накрасила и подружке своей, художнице Ольге Березиной послала. Она увидела в ней красоту и посоветовала продолжить. И тут я увидела рыбку. Это своеобразная арт-терапия была: бывает — тяжелое состояние, напишешь — легче становится, — поделилась Елена Георгиевна. — Работы все разные. Вот эту накрасила и решила кофе попить. Новую банку открыла, пленку фольги вырезала. И меня осенило, что на картине как раз ее не хватает. Посмотрела — да это же солнце всходит. А вот эта работа, «Настроение» — грустная, но все равно — сквозь черные эмоции пробивается светлая надежда с цветочками. Здесь изображен «Первый день зимы». Зима пришла, и она мне так представилась. Здесь шины от колес, где-то деревья, птичка вылезла случайно и снег первый. Эта картина абстрактная, написана по впечатлениям от первого дня зимы. Если реалистические работы сколько угодно можно продублировать, то такие невозможно повторить. Вот тут приклеила салфетку. Я увидела голубя. Картина и называется «Не останавливай меня». Из гнезда эти птицы все равно вылетят, никто их не остановит».

Абстрактность изображения позволяет человеку думать, размышлять наиболее общими категориями и образами, что делает доступным творчество для всех зрителей.

Выставка картин Елены Столяровой открыта в Городском Доме культуры до конца ноября.

В интервью газете

- Елена Георгиевна, как началось ваше творчество?

- С детства. Я много рисовала. Мама сохранила все, что могла. Надо отдать ей должное. Она меня не сдерживала. Помню, мне захотелось расписать голландку. Мама просто сказала: «Да, расписывай, дочка». И я сейчас, когда учу детей, стараюсь давать как можно больше свободы. Грамота нужна обязательно, но когда в нарушение чего-то идет художник, рождается новое.

- У вас давняя дружба с Кинелем. Как вам город?

- Уже много лет меня приглашают сюда оценивать конкурсные работы. И всегда здесь очень приятная атмосфера. Мне нравится воздух Кинеля, нравится организация общественных пространств, нравятся активная администрация и благодарные и эмоциональные зрители. Публика замечательная, открытая. Художник хоть и пишет для себя, но когда о его картинах говорят добрые слова, это бодрит. Кандинский говорил, что мечтает о зрителе, реагирующем на произведения искусства вибрациями души. В Кинеле настоящие зрители. Мне кажется, и эта выставка именно поэтому получилась свежая, легкая.

- Если можно, поделитесь творческими планами.

- Планы строить сегодня очень сложно. Но для себя я определила — хочу писать картины. Я много времени потратила на административную работу: восемнадцать лет была заведующей кафедры.

- На этой выставке представлены работы в стиле реализма и абстракционизма. Есть задумки еще какие-то направления выразить в своем творчестве?

- Очень интересно осмысливать современное искусство. 20 век — это модернизм, когда отрицался реализм предыдущих этапов развития искусства. Тогда было наработано очень много приемов. Это и кубизм, и футуризм, и конструктивизм, и пуризм, и фавизм. В 21 веке — постмодернизм, когда используется и реалистическое, и все, что наработано в предыдущем столетии.

У художников сейчас огромный арсенал приемов и средств. Новое в искусстве, конечно, не рождается на пустом месте. Пока художники ищут. Если про себя говорить, я не собираюсь делать великие открытия. Мне нравится сам процесс рисования. Нужно освободить себя. Это и есть творчество.

Галина Владимировна Петрова, руководитель студии «Радуга», член Союза художников России, самарский художник-график и архитектор:

- Такие выставки важны для начинающих художников. Понравился формат открытия выставки — то, что она прошла в режиме диалога художника и посетителей экспозиции. Очень тепло. И Елена Георгиевна представила свои работы. Абстрактные картины надо объяснять. Их надо доживать. Когда она рассказала, на некоторых я нашла неожиданные вещи для себя.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

47