«Война не забывается»
ФРОНТОВАЯ ДОРОГА УЧАСТНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПРОШЛА ОТ МОСКВЫ ДО ПОЛЬШИ
22 июня 1941-го. Несмотря на воскресный день, трудовая смена позвала Нину в поле. Занимаясь привычной для сельских тружеников работой, девушка строила планы, как проведет остаток выходного с сестрами и маленьким братом. Закончив, поспешила домой. Нина счастливо улыбалась: молодость — время, когда думать о плохом совсем не хочется. От мыслей отвлек громкоговоритель. Прозвучало: «Война!».
НЕСЛОМЛЕННЫЕ ВОЕННЫМ ЛИХОЛЕТЬЕМ
Тот момент Нина Степановна Новикова помнит до сих пор. «Мы были в растерянности. Что теперь будет? Вереница людей потянулась в сторону военкомата. В Безенчукском районе началась мобилизация мужского населения в Красную Армию, призывали молодых парней, взрослых мужчин», — вспоминает наша собеседница. В первые дни войны ушел на фронт и глава cемьи, Степан Меркулович Киряков.
Светлыми были надежды отца и оставшихся его ждать родных, что война быстро закончится и воин вернется домой невредимым. На закате лета в Красноселках стало непривычно тихо и пусто. Потянулись дни ожидания.
«В наше село и в окрестные деревни стали приходить похоронки. На отца казенного серого конверта мы не получили, поэтому всю войну ждали его с фронта, — продолжает Нина Степановна. — Только после победы мама получила письмо о том, что Степан Меркулович Киряков пропал без вести. Какой была его фронтовая судьба, мы так и не узнали».
В июле 1943 года на фронт ушла и сама Нина Кирякова. Девушке на тот момент было девятнадцать лет. Нина Степановна рассказывает: «Тем летом мне предложили «пересесть» с лошади на трактор с прицепом. Я отказалась, испугалась тяжелой техники. А вот на войну идти не побоялась. Прошла курсы медицинских сестер в селе Екатериновка, готовилась к отправке в медсанчасть. Но меня направили сначала в Куйбышев, рыть окопы. Спустя некоторое время получила назначение прибыть в расположение 732-го зенитноартиллерийского полка».
«ЗАГРАДИТЕЛЬНЫМ ПО ШТУРМОВИКУ!»
732-й зенитно-артиллерийский полк был сформирован в Московской области. Его бойцы обороняли Тулу, защищали дальние подступы к столице, участвовали в противовоздушной обороне Сталинграда. В 1943 году полк получил очередное пополнение. Молодым зенитчицам предстояло отражать налеты бомбардировщиков «Люфтваффе» на города, которые находились в тылу, но для фронта имели стратегическое значение. В их числе была и Тверь: зенитные батареи почти каждый день, а точнее, каждый вечер и в ночные часы, обороняли город от врага заградительным огнем.
После недолгой подготовки Нина Степановна заступила на боевой пост. Выполнять приходилось разные задачи: принимать на себя функции связистки, телефонистки, наводчицы, управлять сразу двумя номерами в расчете. «Выдвигались на позицию, быстро строили землянки, — вспоминает участница войны. — В группе наведения нас было девять человек, все такие же, как и я, молодые девчонки. У каждой в расчете свой номер».
Команда: «Тревога!» могла прозвучать в любой момент, но чаще всего раздавалась в ночное время. «Тишину разрывал гул самолетов, вокруг рвутся бомбы, от огня светло, как днем, — продолжает Нина Степановна. — Это сейчас я понимаю, как же было страшно. Но тогда мы ничего не боялись. Только об одном думали: быстро и точно навести орудие, уничтожить фашистский бомбардировщик, не пропустить врага…».
Из Тулы дороги войны привели Нину Степановну в Мурманск — на заснеженных сопках она ходила в дозоры, совершала долгие обходы. В 1944 году советские войска вели активные действия на западном направлении. В июле полк выехал в Брест, а в марте 1945 года прибыл в Польшу и до завершения войны держал оборонительные позиции.
ПОБЕДА КАК БЕЗГРАНИЧНОЕ СЧАСТЬЕ
В Польше Нина Степановна встретила Великую Победу: «В тот день меня отправили на дежурство. Иду по привычному маршруту, а вокруг — шум, оживленье. Поляки нам кричат радостно: «Победа, победа! Война кончилась!». Мы все были безгранично счастливы».
После войны Нина Степановна вернулась в родное село. Устроилась в службу охраны авиационного завода. Здесь познакомилась с будущим супругом. Михаил Григорьевич Новиков прошел Финскую войну и Великую Отечественную. В красавицу он влюбился с первого взгляда: «Выходи за меня замуж. Со мной не пропадешь», — пообещал парень.
Михаил Григорьевич привез будущую жену в Алексеевку. В 1956 году они сыграли свадьбу, через два года родилась дочь Валентина. В доме на улице Вокзальная супруги Новиковы прожили долгую и счастливую жизнь душа в душу. О войне старались не вспоминать: в мирное время, как и в юности, думать о плохом совсем не хочется.
Правда, Нина Степановна Новикова признается, что и сейчас помнит слова своего старшины: «Вернетесь домой, захотите о войне забыть, а не сможете. Будет вам по ночам сниться…» Так и вышло: она еще долго сквозь сон будто слышала гул вражеских самолетов, залпы зенитных орудий и приказ командира: «Заградительным по штурмовику!».
Нине Степановне уже 97 лет, а свой фронтовой путь она помнит, словно это было вчера. Больше семи десятилетий прошло с военной поры. Но не ушла, не стерта из памяти война с ее лишениями, потерями. И никогда не померкнет Великая Победа.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.