Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

17.05.2023 12:24 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 от 06.05.2023 г.

СУДЬБА ОТМЕЧЕНА ВОЙНОЙ

Автор: Елена ВАСИНА

СОХРАНИТЬ СВЯЩЕННУЮ ПАМЯТЬ О ВРЕМЕНИ ЛИШЕНИЙ И ПОТЕРЬ — НАШ ДОЛГ ПЕРЕД ПОБЕДИТЕЛЯМИ

Горящие города и деревни, студеные нескончаемые зимы и тяжелые голодные вёсны. Они были совсем маленькими и, кажется, должны забыть страшные события из своего детства. Но, вопреки всему, они помнят: разрушенные семьи, гибель близких… Никто не должен забыть. Никогда.

ДУШУ НЕ СЛОМИТЬ

У Анны Федоровны Шевневой война забрала не только детство, она потеряла дом и двух маленьких сестер. Трагические события не сломили ее, она выжила, выросла. Окончила сельскохозяйственный техникум и по распределению приехала в Куйбышевскую область. А позже исполнила свою мечту — закончила педагогическое училище и стала учительницей младших классов.

- Когда началась война, мне было четыре с половиной года. Мы жили в деревне на границе Брянской и Калужской областей. Все случилось так внезапно, папу даже не успели на фронт забрать, как мы оказались в окружении, — вспоминает Анна Федоровна. — Зимой 1941-го немцы объявили, что отправят нас в Германию, на сборы дали три дня. Папа соорудил длинные сани для меня и сестер. Мы ехали огромным обозом, с каждого двора по телеге. Дорога лежала через Беларусь. Сначала умерла младшая сестра, ее закопали прямо на обочине в сугробе. Потом я заболела тифом. Немцы очень боялись этой заразной болезни, поэтому выкинули нас из обоза. Кое-как мы добрались до города Кричев. Жили в бараке, мама выходила меня. Папа ушел на фронт.

Отступая в 1943 году, немцы подожгли город, сгорел и наш барак. До конца войны, пока не вернулся отец, мы жили в землянке, которую сами и вырыли. Страшно было: помню виселицы на городской площади, так фашисты казнили партизан и подпольщиков. Сколько времени прошло, но эти воспоминания тревожат и жгут мою душу и сердце.

ЗОЛОТОНОСНАЯ ПОБЕДА

В годы Великой Отечественной войны мои родители жили на Дальнем Востоке в рабочем поселке. Они не собирали танки и не работали на железной дороге, но их труд был важен для фронта и страны, — рассказывает Галина Сергеевна Сафонова. — Они работали на золотодобыче. Рабочий лозунг тружеников отрасли: «Грамм добытого золота — еще один снаряд по врагу». Люди голодали, мерзли, но не сдавали своих позиций. Мама рассказывала, как это было.

Жили в палатках. Целыми днями искали новые золотоносные жилы в тайге. Работы велись согласно геологическим расчетам: находили место, вырубали лес, расчищали площадку. Затем складывали большой костер. Дрова заготавливали заранее. Горение поддерживали днем и ночью, спали по сменам. Через определенное время земля под кострищем прогревалась примерно на полметра, этот слой снимали, разжигали костер снова. И так действовали, пока не доходили до жилы: день за днем, метр за метром.

Работа в поселке начиналась по гудку в восемь часов утра. Так было и 9 мая 1945 года. И вдруг, что такое? Гудок среди дня и такой долгий, протяжный. Рабочие стали собираться на площади. А там митинг, музыка играет, и объявляют, что война закончилась. Столько радости и счастья было, все плакали. Родители привили мне любовь к Родине и воспитали высокое чувство патриотизма. И сейчас я верю в нашу Победу, как они верили тогда!

ВМЕСТЕ ВСЕ ПРЕОДОЛЕЕМ

«Город бомбят немецкие самолеты. Снаряды взрываются: то где-то далеко, то совсем близко. Запах гари, всполохи огня. Улицу заволокло дымом. Я сжимаю руку младшей сестренки, мы вдвоем бежим в бомбоубежище и не знаем, увидим ли еще своих родителей… Помню это до сих пор», — со слезами на глазах говорит 90-летняя Валентина Александровна Попова.

Она родилась в Смоленске. Девочке было семь лет, когда началась война, сестренке Любе — четыре года. Родители трудились на военном заводе и почти все время находились на работе. Готовили предприятие к эвакуации в Куйбышев. Дети оставались дома одни, реже с няней. «А потом мы долго-долго ехали на поезде, — вспоминает Валентина Александровна. — Страшно, тревожно, но главное — мы все были живы и вместе. В вагонах людей много: дети, вещи, чемоданы, узелки. Не мудрено потеряться в этой суматохе. Но доехали благополучно. Завод перевезли на станцию Безымянка. Начали налаживать производство на новом месте. Чуть позже папу направили в Учхоз — поднимать хозяйство. Еды было мало, голодали. Зимой ходили на поля, собирали мороженую картошку, а потом дома на маленькой коптилке жарили ее.

Не помню, от кого узнала новость о Победе, но вспоминаю, как в этот день люди плясали, пели. Выходили на улицу, обнимались, плакали. Я хочу пожелать мира нам всем. Будем добрее друг к другу».

НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА В 41-М И 2023-М

Надежда Борисовна Бондарькова рассказала историю о своей героической бабушке — участнице войны, защитнице Москвы — Екатерине Павловне Бондарьковой.

- Бабушка с сестрами жила в деревне Семеново Курской области. Ей было без малого двадцать лет, старшая в семье. Летом 1941 года девушка получила повестку из военкомата и была направлена на службу медицинской сестрой в 312-ю стрелковую дивизию 1081-го стрелкового полка. Осенью она уже принимала участие в боях под Москвой.

Екатерина Павловна мало рассказывала про войну, повторяла только, что всегда было страшно. И это был не страх смерти, нет. Она переживала за родных. Переживала за среднюю сестру Тамару. В 1941 году она поступила в медицинское училище, осталась в городе и оказалась в оккупации. Немцы отправили ее в лагерь смерти Освенцим. Долгое время о ней не было известно. Переживала и за младшую сестренку Марусю, которая работала в деревне в колхозе, ведь она была совсем девчонка.

А еще было страшно не успеть помочь раненым, не добежать, не спасти. Страшно, когда человек умирает у тебя на руках. Когда раненые поступали в госпиталь, их лица чаще всего были полностью или частично забинтованы, а когда меняли повязки, было страшно увидеть своих знакомых или даже родных. О себе Екатерина Павловна думала в последнюю очередь: ну что с ней случится? Вот она. Здесь. Живая и невредимая.

Сложно представить, как можно остаться добрым и сердечным человеком, пережив такое горе в юности. Один из наших родственников сегодня находится в зоне специальной военной операции. И однажды я спросила его — тебе страшно? Он немного помолчал и ответил так, как говорила бабушка: «На войне всегда страшно». И вот тогда я поняла, насколько близко к нам война.

МАЛЕНЬКАЯ СПАСИТЕЛЬНИЦА

Людмила Моисеевна Митина — из семьи потомственных казаков. В 30-е годы семью «раскулачили», переселили из Ростовской области на Донбасс. Людмила родилась 13 мая 1942 года в Луганской области.

«Папа и его брат работали на железной дороге, поэтому их не призвали на фронт. В моей семье есть такая история об отце моего мужа. Свекор мой был коммунистом, в военные годы руководил совхозом, был известен на всю округу. В период оккупации его пришли арестовывать двое: полицай — предатель из местных, задержался во дворе, а немец зашел в дом. И тут на шею германскому офицеру кинулась пятилетняя дочь свекра Люба, заплакала и стала просить: «Дядя, не забирай моего папку!». Никто ее не учил, сама до такого додумалась. Все испугались, даже немец опешил. Сел на лавку, достал фотографию своей семьи и сказал: «Я против войны, и никогда бы не пришел на вашу землю. Мне дали приказ, и если я его не выполню, они расстреляют моих родных. Если у вас есть запасной выход из дома — бегите, полицейского я задержу».

Так свекор избежал смерти. А Люба выросла хорошим человеком, стала врачом и всю жизнь посвятила спасению людей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5