Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

18.06.2024 14:00 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 24 от 15.06.2024 г.

ЗАВОРАЖИВАЮЩАЯ КЕРАМИКА

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

В каждую вещь вложено тепло рук и сердца. Потому работы из глины так красивы и неповторимы — считает мастер гончарного ремесла

Что не боги создают и обжигают горшки, на своем примере доказывают воспитанники студии керамики «ОльЕль» поселка Алексеевка. Здесь, пока крутится гончарный круг и в руках начинающих мастеров оживает глина, время останавливается.

ЛОВКОСТЬ РУК

В век информационных технологий, когда любую вещь можно изготовить на конвейере миллионами штук, обыкновенная керамическая кружка, но сделанная своими руками, приобретает совершенно другую ценность и значение. В керамике завораживает все — и процесс, и результат, так говорит десятилетняя Алиса Бородакова. Девочка уже три года занимается в студии и своими руками буквально создает волшебство. Многие из ее работ снискали побед на разных конкурсах. Одна из первых, по сей день самая памятная, — статуэтка «Дама», как раз и открыла эту плеяду.

«В студии у Олеси Александровны мне все очень нравится. Целый день бы сидела и лепила, не отрываясь от дела, — делится Алиса. — Но здесь и характер надо проявить. Был случай — чайную пару переделывала несколько раз: она то разбивалась, то разваливалась. Зато, когда задуманное удается воплотить, — это настоящая победа».

В студии керамики «ОльЕль», которой руководит Олеся Александровна Елькина, шесть разновозрастных групп. Сначала родители приводят на занятия детей, а потом и сами садятся за лепнину. «Группы собираю маленькие, потому что к каждому нужен индивидуальный подход. У нас и обучение, и своеобразная психотерапия получается, — говорит Олеся Александровна. — Во время работы с глиной задействована мелкая моторика, что дает ощущение включенности в процесс и улучшает мозговую деятельность. У детей это отражается на их почерке, да и в целом на общем развитии. А взрослые просто отдыхают от работы».

В конце все уходят с изделием, которое сделали своими руками. «Шедевры» из такого живого материала, как глина, радуют, дарят положительные эмоции. На мастер-классы к Олесе собираются и большими коллективами, и в узком кругу.

ВОЗМОЖНО ВСЁ!

При изготовлении изделий с оттиском растений в ход идут колоски, травинки, цветочки. По сравнению с силиконовыми молдами натуральный материал менее прочный, зато рисунок, сделанный с помощью него, выглядит гораздо выигрышнее.

«Глину хорошо проминаем, раскатываем, потом раскладываем на получившемся пласте композицию из растений и еще раз раскатываем. Затем растения аккуратно убираем, чтобы их отпечатки на будущей тарелке сохранить», — объясняет своим ученикам процесс работы творческий наставник.

Для работы используют скалки, ножики и даже блюдечки — почти как на кухне. Даша Петрова ловко орудует со всем инструментарием, хотя только первый год учится гончарному ремеслу. У нее дома накопилась уже целая коллекция работ. Самые любимые среди них — «Маленькая лягушка» и «Кокосик».

«На последнем этапе лепки надо водой разгладить поверхность тарелки, чтобы скрепить ее, чтобы не было трещин. Потом края подрезать и бортики загнуть. Главное сильно не растягивать, чтобы стенки не истончились», — рассказывает, сосредоточенно выполняя свою работу, Даша.

Арине Некрасовой студия дает возможность для самовыражения. Здесь для девочки все границы отступают. Даже недуг сдается перед творчеством. По словам педагога, она в первый год могла делать только плоские изделия. А сейчас легко управляется с объемными фигурами. «Я люблю мультфильмы. В прошлом году лепила героев из «Приключения Незнайки». В этом — бременских музыкантов. Атаманшу и Короля осталось обжечь и глазировать. Еще надо слепить Кота, Петуха и Осла», — поделилась Арина.

СЕКРЕТНЫЙ ИНГРЕДИЕНТ

20 дней отделяет ничем неприглядную массу глины от изящной вазы или уникального бокала. Ровно столько времени уходит, чтобы идеи гончара материализовались.

Олеся Александровна с керамикой работает уже около десяти лет. За это время освоила разные техники — оттиск, ручную лепку, лепку на гончарном круге, литье по форме. Использует и старинные приемы.

«Для покрытия этого горшочка я использовала молочение. Раньше наши бабушки и дедушки, чтобы защитить глиняные крынки, кувшины от влаги, окунали в молоко или в кефир и запекали в печи. Также использовали вощение — натирали воском и тоже обжигали», — рассказала мастер.

В ПОИСКАХ МАСТЕРСТВА

Олеся Елькина помогает людям раскрыть свой творческий потенциал. А сама созидает с малых лет. В самом начале своего творческого и педагогического пути больших успехов достигла в квиллинге. Из длинных узких полосок, скрученных в спиральки, склеивала единичные элементы, а потом стала создавать целые картины. Многие из них раздарила. В студии хранятся ее любимые работы — «Аленький цветочек», «Горная стать» и «Ирбис». Все они отмечены наградами на конкурсах декоративно-прикладного искусства разного уровня.

«Кто первый раз видит, думают, что это вышивка. На самом деле они полностью сделаны из бумаги и клея. Примерно месяц уходит на одну работу. Сейчас используют шредер для нарезания полосок, а я это делала вручную, — говорит о своем творческом направлении Олеся. — Для работы «Ирбис» использовала полоски шириной 3 миллиметра. Для «Аленького цветочка», чтобы создать объем, вырезала разную ширину — от 1 до 5 миллиметров. А в картине «Горная стать» придумала новую технику — скручивала вместе полоски черного и белого цвета, чтобы получить серый цвет».

Десять лет назад Олеся увлеклась гончарным ремеслом. И сегодня ее работы удивляют своими фантастическими формами. Одна из самых сложных — ваза в виде раковины «Калипсо». В ней каждый гребень вылеплен руками. Немалых трудов стоила и декоративная чаша «Тихая охота». В глине запечатлена целая история, как в лесу лисица охотится за птицей. По словам гончара-керамиста, главная сложность состояла в том, чтобы фигуры грамотно расположить, уравновесить их, чтобы стенки при сушке не порвались.

«Своим ученикам говорю — никогда нельзя сдаваться. В прошлом году к персональной выставке керамических работ я решила сделать тарелку с колибри, летящей к цветку. Слепила, раскрасила, но еще до обжига случайно разбила. Заново начала. И эту тарелку постигла неудача — во время сушки лепестки цветочка отвалились. В третий раз вроде все получилось идеально. И все же, когда выставку монтировали, ее раскололи. Я все равно не отступила. Сейчас на стене пятая, наверное, по счету тарелка висит», — поделилась руководитель студии.

Олеся Александровна стремится к тому, чтобы все, кто приходит в творческую студию, полюбили глину так, как она ее любит. Поэтому все делает с любовью и вдохновением.

Олеся Александровна Елькина, руководитель студии керамики «ОльЕль»:

- Изделие лепится час — полтора, иначе глина высохнет и не будет податливой. Потом разрисовывается. И около десяти дней сохнет в специальном сушильном шкафу. Затем следует два этапа обжига в муфельной печи.

К каждой глине подбираются определенные краска и глазурь, при этом учитывается температура обжига каждого слоя. Чтобы найти оптимальное соотношение, мне понадобилось много времени. И таких тонкостей много.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5