Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

10.05.2017 09:18 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 18 [1] от 10.05.2017 г.

В СТРОЮ «БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА»

Автор: Анна ИВАНОВА

В России нет семьи, которой не коснулась бы беда Великой Отечественной войны

Оба деда моего мужа погибли в фашистском плену. Только недавно появилась возможность узнать об их горькой судьбе на поисковых сайтах сети Интернет.  Василий Ефремович Захаров (дед по отцовской линии), родился и учился в Ленинграде. Незадолго до войны капитан авиации В. Е. Захаров из города Пушкин Ленинградской области был переведен в авиаполк под Даугавпилс, куда переехал вместе с женой и двумя детьми, дочерью и трехлетним сыном. Тетя моего мужа, ей было тогда пять лет,  вспоминает, что Василий Ефремович за три дня до войны уехал на совещание. Больше с отцом они не виделись.

23 июня семьи офицеров спешно погрузили в эшелоны для эвакуации. Без теплых вещей, в чем были, мама (бабушка) успела взять только документы. Капитан 2-й отдельной корпусной авиационной эскадрильи В. Е. Захаров в июле 1941 под Дюнабургом попал в плен. Из концлагеря в январе 1942-го передан гестапо...

Его сын (отец моего мужа) Борис Васильевич Захаров, окончил Ульяновское танковое училище, служил офицером-ракетчиком. А дочь, Галина Васильевна, более сорока пяти лет обучала музыкальной грамоте детишек в детском доме города Свердловска (Екатеринбург).

Отец моей свекрови, Иван Михайлович Арефьев,  уроженец с. Матвеевка Куйбышевской области, работал токарем на оборонном заводе им. Масленникова, был известным рационализатором. Младший лейтенант 510-го стрелкового полка И. М. Арефьев  попал в плен под Гомелем в августе 1941 года. Погиб в концлагере в мае 1943-го. Жена его, Екатерина, осталась с четырьмя детьми и всех воспитала достойными людьми.

Мой дед, Николай Федорович Степаненко, учительствовал в сельской школе в Васильковском рай-

оне Киевской области. Незадолго до войны был призван военкоматом и направлен вместе с семьей — супругой Ольгой Цезаревной и пятилетней дочерью — в Львовскую область, на границу с Польшей. Бог знает, какими молитвами уцелели они в бомбежке первых часов войны.

Утром 22 июня младший политрук Николай Степаненко попрощался с женой и дочерью, чтобы уже не увидеться никогда. Жену военного комиссара стрелкового полка с дочкой погнали на расстрел вместе с сельчанами. Но вражеский солдат в форме румынской армии пожалел беременную женщину, в суматохе и неразберихе толпы отогнал прикладом, махнув в  сторону лесной чащи: «Беги, матка!». Молодая и красивая, маленькая и хрупкая моя бабушка в одночасье взвалила на свои плечи ответственность за жизнь дочери и ребенка, которого носила под сердцем. Они пробирались по уже оккупированной территории Украины к своим родным, в Киевскую область. Мой папа родился в сентябре 1941 года, в обозной телеге. Завернули новорожденного в солдатскую шинель, пожертвованную отступавшим воином. Добрались к старшей сестре в Васильков, когда было уже холодно. С родственниками пережили оккупацию. Еще один раз, осенью 43-го, избежали расстрела, когда вошедшие с автоматами на подворье, где проживала семья военного комиссара, фрицы испугались худого изможденного мальчика (моего отца) и с возгласами: «Тиф, тиф!» поспешили удалиться.

Младший политрук Н. Ф. Степаненко, военный комиссар 1192-го стрелкового полка 357-й стрелковой дивизии, погиб 3 марта 1942 года. Место захоронения неизвестно. В справке Центрального архива  Министерства обороны значится: «3.3.1942 г. части 357сд вели боевые действия в районе н/п Петровские Гари, Шкурлы, Бители, которые располагались в 2-5 км юго-западнее крупн. населенного пункта Чертолино (ныне Тверской области)».

Отец мой, Юрий Николаевич Степаненко, офицер ракетных войск в отставке, более 29 лет служил в рядах Советской Армии. Последнее место службы — на Украине. После увольнения в запас они с моей мамой, Клавдией Ивановной, проживали в Луганске с 1988 года. В июне 2014-го родители приехали к нам в Кинель погостить на месяц-другой. А остались навсегда. Так получилось... Теперь они живут в  Кинеле.

В нашей семье никогда не делили людей по национальностям. русские, украинцы, поляки, евреи, грузины — таков неполный список национального состава родни. И все прекрасно ладят друг с другом. Деды отдали свою жизнь во имя прекрасного будущего. Бабушки воспитали достойных сыновей и дочерей, превозмогая неимоверные лишения в тяжелые военные, голодные годы послевоенной разрухи. Они так много сделали для нас!

9 Мая мы, наследники их памяти, пройдем по площади Мира в Кинеле, в строю Бессмертного полка вместе с нашими дедами. Они и сейчас объединяют и поддерживают нас в противостоянии за мирное сосуществование стран, взаимопонимание, за свободу выбора. В одном строю мы все — однополчане.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

134