Меню
16+

СМИ — сетевое издание "Кинельская жизнь"

04.06.2019 09:06 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 33 от 30.05.2019 г.

Надо ли трудиться школьнику?

Автор: Нина БУХВАЛОВА

На контрольной работе по технологии ученики пятого класса сосредоточены: вопросы заданий не из легких.

УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ШКОЛЫ № 2 — О ВАЖНОСТИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Учитель технологии показывает объемный проект и образцы деталей, которые вытачивают на станке конкурсанты.

Анатолий Яковлевич Прокудин не только талантливый учитель, это человек с золотыми руками и инженерным интеллектом. А еще он обладает уникальной способностью разглядеть талант в ребенке и готовить победителей олимпиад по предмету «Технология».

Между тем, преподавателя можно причислить к представителям крепкой старой гвардии советской закваски — трудовикам. Необходимость трудовых навыков в жизни, в будущей профессии он старается донести до современных мальчишек.

В этом и вся соль, ведь в современной жизни дети куда больше «заточены» на интернет, чем на работу у станка. Как же педагогу удается переформатировать подростков и изменить их отношение, по мнению большинства, к рудиментам — ненужным в наше время пережиткам?

Разговорить Анатолия Яковлевича было непросто. Скромный человек, он долго отказывался от интервью: «Я обычный учитель, о чем тут рассказывать?».

ЛЮБИТЬ РАБОТАТЬ И ТО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ

Прежде всего, наш респект уважаемому человеку уже за то, что за его плечами пятьдесят лет трудового стажа. Из своего трудового «полтинника» тридцать пять лет отдал работе в школе № 2. На педагогическую стезю из Поволжской МИС с должности заведующего лабораторией переманила к себе в школу тогдашний директор Элиса Ивановна Трофимова. с инженерной должности без раздумий ушел на работу обычным трудовиком.

К труду был приучен с детства. Подростком траву косил, сено сгребал, не чурался бесконечной деревенской работы. Потом трудился на комбайне, механическими мастерскими заведовал, был главным инженером колхоза. «Просто надо любить работать и то, что делаешь», — дает краткое резюме всей своей трудовой деятельности Анатолий Яковлевич.

Как дети относятся к труду?

Судя по общей тенденции снижения интереса к физическому труду, наш вопрос в самую суть. Учитель технологии соглашается: «А интерес быть должен. Воспитание в целом сейчас такое: родители считают — зачем что-то делать самому и ребенка этому учить, когда можно специалиста из службы вызвать.

Задача школы — выпустить из своих стен готового к самостоятельной жизни человека. На уроках технологии ребенок учится на практике применять знания, полученные по образовательным предметам. Я учу детей строгать-пилить, гвоздь прибить, шуруп ввернуть, водопроводный кран починить, отремонтировать электротехнику. Мужское дело — иметь элементарные бытовые навыки. С другой стороны — это профориентация для будущей инженерной или рабочей специальности».

ИНТУИЦИЯ НА ОЛИМПИЙЦЕВ

В досье учителя — один патент на изобретение и 13 рацпредложений, полученных на основе проектной деятельности с учениками. А. Я. Прокудин воспитал 14 победителей окружных и областных олимпиад. На его счету шесть победителей и призеров всероссийского уровня.

Вот последнее достижение учителя и его ученика. В апреле в Санкт-Петербурге на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в номинации «Техника и техническое творчество» Даниил Кудряшов занял второе место, уступив сопернику всего лишь 1,5 бала. Даниил — трижды победитель окружных и областных олимпиад и трижды призер на российском уровне. Вместе с педагогом подготовил проект «Аппарат контактной электросварки». Прошел конкурсный отбор на присуждение премии Губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков.

Найти мальчика с правильно «заточенными» руками и довести до победы — здесь у трудовика отлично срабатывает интуиция. В учениках — сторонниках общих с ним идей — учитель ни разу не ошибся: в областных конкурсах, в которых участвуют усть-кинельцы каждый год, все победы — наши. К победам на олимпиадах различного уровня вместе с учителем пришли Артем Плотников, Михаил Кутузов, братья Иван и Никита Казаковы и другие.

Глаза учителя светятся, когда говорит об учениках: «Мои конкурсанты все такие — с искоркой. Что и говорить, современные гаджеты на детей оказывают заметное влияние, теперь у них — свои кумиры. Но мы старой закалки, нас свернуть с пути тяжело. На том и держимся, и на российский уровень выходим!».

Как разыскиваете таланты?

- А. Я. Прокудин: «Приглядываюсь к мальчишкам с пятого класса, отмечаю смышленых и рукастых. До девятого наблюдаю, кто на что способен, потянет ли серьезную работу. Важно, чтобы руки, мышление и творческая натура — все совместилось. Тогда можно будет привлечь к техническому творчеству, моделированию. Присмотрев такого мальца, приглашаю «ввязаться в авантюру» (чувства юмора у педагога не отнять — авт.) — поучаствовать в олимпиаде. Темы выбираем любые, лишь бы результат был равен вложенным усилиям.

Как рождаются идеи?

- А. Я. Прокудин: «С такими ребятами можно на многое «замахнуться». К примеру, сконструировать подъемник для коробки передач комбайна. Или подготовить проект по усилительной головке к фрезерному станку.

Сломаный микроскоп (списанный) давно стоял без дела, — на его основе сделали станок для авиамоделирования.

Олимпиадное движение — эффективное средство развития творческого потенциала одаренных детей. Это серьезный объемный труд — с экономическими и эстетическими составляющими, испытаниями, расчетами, чертежами. Проект должен решать технические и технологические задачи.

На олимпиаде в практической части необходимо продемонстрировать навыки работы на станке. Учитель показывает металлические детали, которые «на время» вытачивает конкурсант перед экспертами. Задание для высоко-разрядника, а тут ребенок такие навыки должен показать. Вопросы в олимпиадном тестировании сложные. Чтобы справиться с заданиями, одних уроков по расписанию недостаточно, дополнительно по три-четыре часа в день готовились к олимпиаде.

СПАСЛИ МАСТЕРСКИЕ

В школе имеется столярная мастерская и слесарно-механический цех. Большей частью здесь сохранили ценную базу, по мере возможности администрация школы подкупает что-то, но, в основном, держатся на механизмах той поры.

«И у нас были желающие, охотились за станками. Но мы устояли от нашествия металлоискателей. Другие в аренду просили помещения мастерских, — продолжает А. Я. Прокудин. — Рад, что сохранили. Многим детям нравится работать на станках, они понимают серьезность предмета, что мы делаем нужные вещи. У них сразу и настрой другой — самооценка поуверенней, проявляется мужской характер, смекалка срабатывает».

НЕ ХВАТАЕТ РАБОЧИХ РУК!

А откуда на рынке труда взяться-то синим воротничкам, если новое поколение вырастает белоручками. Когда в техникумы, вузы, на производство приходят молодые люди, которые ничего и ни разу в жизни не сделали своими руками. Стоит только убрать из школьного расписания уроки технологии, и через несколько лет страна сделает еще один губительный шаг к технологической отсталости.

Анатолий Яковлевич разъяснил суть: «В школе предмет «Технология» синтезирует научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывает их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека. Образовательная область «Технология» входит в федеральный компонент базисного учебного плана».

Базис и вся надежда в выполнении задач — на таких учителей, как Прокудин. Они учат детей подходить к любой работе осознанно, проявлять смекалку и воображение, не бояться трудностей и обязательно доводить начатое дело до конца, раскрывают их творческий потенциал. Труд создал человека — пока общество придерживается именно этой теории.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41