Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

31.03.2021 19:30 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 10 от 31.03.2021 г.

Отдавать то, чем владеешь сам

Автор: Нина БУХВАЛОВА

«ТОЛЬКО В ДЕТСТВЕ МЫ ВИДИМ МИР «СВОИМИ» ГЛАЗАМИ», — ГОВОРИТ ХУДОЖНИЦА ЛИЛИЯ САФОНОВА

О Лилии Геннадьевне Сафоновой, члене творческого союза художников России, наша газета писала неоднократно. Эти публикации были о персональных выставках, которые открывались в Кинеле, поселке Алексеевка и в галереях областного центра. Последняя экспозиция «живи и удивляйся» была представлена в выставочном центре «кинельЭкспо» в начале года. На этот раз появился совершенно иной повод рассказать о творчестве художницы.

СТАТЬ ТВОРЧЕСКИМ НАСТАВНИКОМ

Год назад тогда директор Центра культурного развития Игорь Федорович Жаткин предложил Лилии попробовать себя в педагогическом амплуа — в художественной студии «Просто рисовать» учить детей основам живописи. Одновременно на работу с юными жителями поселка пригласил и директор алексеевского ДК «Дружба» Валерий Геннадиевич Захаров.

Лилия в роли руководителя детских студий даже представить себя не могла. Более того, призналась, что «жутко боялась» детской аудитории. Хотя во время учебы в художественном училище проходила положенную педагогическую практику, но не собиралась посвящать себя этой деятельности. И, все-таки, решилась: это ведь тоже опыт в творчестве — отдать то, что умеешь и знаешь.

В Центре культурного развития студию «Просто рисовать» посещают дети от 5 до 13 лет. На занятия до введения ограничений ходили до сорока ребят, сейчас чуть меньше. В Доме культуры «Дружба» занимается пятнадцать детей. Лилии Геннадьевне интересно погружаться в детский мир, а воспитанникам студий — впитывать то, что им преподносит руководитель.

«Существуют различные методики обучения художественным техникам, — поясняет художница. — Но, общаясь с детьми, я поняла, что не стоит слепо стремиться к установленным стандартам, механически учить только приемам. Дети — чистые, открытые, доверчивые. Они верят в чудеса — и не надо их в этом переубеждать». В рисунках ее воспитанников коты могут быть розовыми или даже в клеточку. «Так можно?» — спрашивают педагога дети, и она не устанавливает границ в их воображении. В форме игры усваивают понятие о гармоничных цветовых сочетаниях, основы композиции. В рисунке творческий наставник позволяет идти не от сюжета, а от цветовой абстракции. И, поразительно, как развито у детей воображение — они видят в цветовом пятне свои образы, фантазии.

Метод комбинирования в ходе игры — это лучший прием работы с детьми в возрасте от 5 до 11 лет, считает педагог. А еще Лилия Геннадьевна использует метод экспериментального коллективного творчества. Такая сборная работа — зрелищная. Взять, к примеру, тему «Подводный мир», где фоновую картину моря юные художники наполнили индивидуальными зарисовками экзотических рыбок, кораблей и других обитателей водных глубин. В соавторах вся группа — дети делятся своими задумками, вдохновляются новыми идеями. От огромного разрисованного ватмана исходит мощная творческая энергия. Ее ощущают все, кто созерцает общий труд. «В рамках одного задания получается множество авторских работ. Дети сами удивляются созданному, а я, как художник, восхищаюсь ими», — говорит Лилия Геннадьевна. — Убеждена, только в детстве мы видим мир «своими» глазами».

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ

«Дети применяют плоскостной прием рисования, символизм, который, кстати, был принят в иконописи, в культуре Средневековья, — поясняет руководитель художественной студии. — Когда дети рисуют в обратной перспективе, это вовсе не неудачная линейная перспектива, а своеобразный охват мира. Детское мышление очень важно для научных исследований. Я прочла много литературы на эту тему. В своей работе слово «нельзя» не приемлю, чтобы ребята не боялись самовыражаться. Все дети разные, неповторимые. К примеру пятилетняя Полина Затеева настолько продуктивно работает, что успевает на занятии писать три картины. В каждом ребенке есть талантливое начало, взять хотя бы Веру Гильман, Милану Шлюпикову, Кирилла и Ульяну Мельниковых, других ребят».

Лилия не ставит рамок в творческой работе. И дети эту свободу чувствуют: «А можно, я не гуашью буду рисовать, а мелками». Педагог разрешает — пусть идет, как идет. У кого-то фломастером рисовать лучше всего получается, другой уже акварель освоил. Выигрышным получается смешивание техник — выходят эффектные работы. Педагог наблюдает, в каком направлении ребенку хочется развиваться, и на эту основу добавляет знания.

КОГДА УХОДИТ ДЕТСТВО

Для ребенка окружающий мир очевиден, а взрослые пытаются навязать свое понимание, правильность, которую сами себе установили. Наш взгляд меняют кино, фотография, интернет. «Дети взрослеют, меняются. С двенадцати лет у подростка прежний волшебный коридор закрывается. Его внутренний мир перестраивается под натиском навязанных правил, — продолжает Лилия Геннадьевна. — Взрослые утверждают, что небо должно быть синим, трава — зеленой, и у ребенка стирается восприятие разнообразных оттенков. Я поняла, что художник рождается в детстве. Этот задаток важно сохранить. Нам в зрелом возрасте такой свободы не хватает».

Беспредметный прием тоже используется на занятиях с детьми. Руководитель и воспитанники проводят эксперименты с цветом. «Гармония — вещь тонкая, порой, едва уловимая. Тот, кому дано это понять, создает неповторимые работы, каких больше в природе не существует. Когда красоту невозможно выразить словами, ее рисуют. В этом проявляется художник», — убеждена Лилия Сафонова.

Наш разговор коснулся художников, которые в свое время сломали стереотипы в реалистичной живописи и были революционерами по сути. Михаил Ларионов и Владимир Кандинский — представители ранних направлений абстракционизма. Пабло Пикассо, художник множества стилей, повлиял в двадцатом веке на изобразительное искусство всего мира. Творчество художников-авангардистов сразу понятно далеко не всем. При первом взгляде на их картины у многих возникает масса вопросов. Точно ли это рисовал не ребенок? Что хотел своим полотном сказать автор? Ответ дает цитата Пикассо: «Я могу рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок». Слова великого мастера полностью подтверждают то, о чем выше говорила наша героиня.

«МНЕ ИНТЕРЕСЕН ПОИСК»

Одному из разнообразных направлений творчества, которыми сейчас занимается Лилия, она уделяет особое внимание. Это — дизайн одежды. Авторские модели рождаются из различных комбинаций. Лилия показывает коллекцию платьев собственного гардероба. Они сшиты из бывших юбок, мужских рубашек, брюк. Любит драпировать, работать с трикотажем, совмещать ткани по цвету, рисунку, фактуре. А вот на вопрос, какие картины за последнее время она написала, ответ оказался неожиданным.

«Работа с детьми требует так много энергии, что после занятий сил на свои картины не остается. Но я не ропщу. Живой процесс меня захватил. Как я себя ощущаю? Могу сравнить с юношеской влюбленностью, когда вырастают крылья, когда все вокруг играет новыми красками. Здесь тоже влюбленность, только она не эгоистичная. Свое счастье делю на всех. Когда-то меня учили рисовать, теперь пришло время отдавать».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

168