Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

31.12.2023 10:06 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 52 от 29.12.2023 г.

История - больше школьного параграфа

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

В успехах учеников моя заслуга небольшая. Свою задачу вижу — поддержать стремление ребят к познанию, говорит лауреат конкурса «Лидер года — 2023» в номинации «РОСТ И ПЕРСПЕКТИВА»

Уходящий в историю 2023 год в России был посвящен людям, чья деятельность связана с воспитанием граждан Отечества, кто занимается подготовкой специалистов для различных отраслей. Год педагога и наставника объединил представителей большого профессионального сообщества, был призван повысить значимость труда тех, кто выполняет важную государственную задачу. Есть определенная символичность в том, что педагоги, чье предназначение — учить и воспитывать, передают эстафету 2024 году, объявленному в России годом семьи, в целях сохранения традиционных семейных ценностей. И это созвучно с главной функцией работающих на ниве просвещения.

Об особенностях этой всеобъемлющей профессии, о современных детях, об авторитете педагога и взаимоуважении мы поговорим с учителем истории и обществознания Образовательного центра «Лидер» Андреем Валериевичем Аджимолаевым.

ИНТЕРЕС К НАУКЕ — СО ШКОЛЬНЫХ «ПЯТЕРОК»

- Андрей Валериевич, как вы пришли в школу и почему выбрали именно эту профессию?

- В 1999 году на истфак, тогда еще педагогического университета, поступил только потому, что нравилась история. Отучившись пять лет в вузе и три года в аспирантуре, поработал три года преподавателем в международном институте рынка. Потом по семейным обстоятельствам оказался в Кинеле. И было принято решение продолжить преподавательскую деятельность, но уже в школе. Сначала работал учителем в школе №9, с 2017 года — в Образовательном центре «Лидер».

- Как пришел интерес к дисциплине, которую вы ведете? История интересна для изучения, но, вместе с тем, неоднозначна. Взять хотя бы девяностые годы: в нашей стране это были очень непростые времена, когда история просто переписывалась заново.

- Согласен. Это — самый «взрывоопасный» предмет в любые времена, потому что в истории все строится на глобальных обобщениях и теориях, а связаны они с разными точками зрения.

Предметом начал увлекаться в шестом классе. Мы с одноклассником на истории получили по «пятерке». На следующем уроке повторили этот успех. Потом у нас с ним началось соревнование, у кого больше «пятерок» в дневнике окажется по данному предмету. Доходило до того, что по истории все клеточки в журнале напротив наших фамилий были заполнены отличными отметками.

За успеваемостью по предмету появилась увлеченность в целом наукой. Планировал поступать в госуниверситет, но в выпускном классе решение поменял в пользу педуниверситета. Сдал три вступительных экзамена и поступил. И не жалею нисколько. Я учился там, где мне надо было. Пять лет пролетели как один день. Мы до сих пор встречаемся с однокурсниками. В следующем году нашему выпуску будет 20 лет.

- Кого считаете своим наставником?

- Пока я учился в вузе у нас был просто потрясающий преподавательский состав. Но именно своим наставником, человеком, который научил, как быть правильно студентом, как быть правильно молодым ученым, как добиваться результата, считаю своего научного руководителя, сейчас декана исторического факультета, Аркадия Ивановича Королева.

- Что считаете своим самым большим профессиональным достижением?

- В плане личностного роста становился победителем областного конкурса «За нравственный подвиг учителя». Дважды проходил на зональный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года». В минувшем году вышел на областной этап конкурса «Моя страна, моя Россия».

Есть хорошие успехи и у моих учеников. Каждый год они становятся призерами или победителями окружной олимпиады школьников. В этом году Ксения Соловьева и по экономике, и по обществознанию прошла на областной этап. И еще два ученика стали призерами. В прошлом году на фестивале «Изумруды» было сразу два призера — Максим Стругачев и Анна Алексеева. Мои ребята — призеры конкурса исследовательских проектов в рамках областной научно-образовательной программы «Взлет» — очень значимой по своему статусу. В 2018 году высокий результат показал Максим Заречин по обществознанию, а в 2021-м — Алина Незванова по истории.

Общаюсь с выпускниками, говорят, что мои лекции им пригождаются и в вузе. Это очень приятно. В достижениях детей моя заслуга не очень большая. В первую очередь важно, чтобы у них самих было стремление. Я могу только подсказать, предложить инструменты и научить как ими пользоваться.

НАУЧИТЬ ТРУДОЛЮБИЮ

- В таком случае, как вы считаете, что необходимо учителю вложить в ребенка?

- Умение самостоятельно думать и выработать трудолюбие. Талант — это замечательно. Но если способности не развивать через деятельность, через учебу, через труд, то человек останется на том же уровне. Через прилежание, умение самостоятельно мыслить, анализировать ребенок сможет прийти к успеху.

- Вы сейчас совмещаете учительскую и административную работу в школе. Что входит в круг ваших профессиональных интересов, и какие цели вы перед собой ставите?

- Года полтора исполняю обязанности заместителя директора по научно-методической работе. Замещать по учебной части поручили недавно. Это определенный вызов. Любой человек, когда он долго занимается чем-то, начинает постепенно скучать. Чтобы продолжать расти профессионально, много внимания уделяю работе с дополнительной литературой при подготовке к уроку.

В вузе преподаватели говорили, что учитель, придя на урок, должен знать в десять раз больше, чем дано в параграфе учебника. Тогда обучение будет интересно. Некоторые моменты даже для меня становятся открытием. Во многих источниках, например, предком человека указывают дриопитека. Но, оказывается, уже давно доказано, что это предок орангутанга. Приходится постоянно по крупицам собирать материал, чтобы он был действительно интересен и нов для детей.

- То есть учитель истории должен быть вне рамок школьной программы?

- Да. Он даже должен быть вне рамок вузовской программы. Иногда в университете занимались тем, что, как нам тогда казалось — никогда не пригодится. Например, я писал реферат «Раввинистический период иудаизма». Никогда не думал, что знание этой темы мне понадобится. А сейчас рассказываю детям. В учебнике этого нет, а на ЕГЭ эта тема есть.

ОРИЕНТИР НА ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ

- В России завершается Год педагога и наставника. Каким он был, по-вашему мнению? Какие события тематического года особенно запомнились? В чем, на ваш взгляд, заключаются его основные итоги?

- Внимание к нашему труду было обращено достаточно пристальное: конкурсы, фестивали, чествование педагогических работников. Но только первого сентября приняли закон о статусе педагога. Я считаю, это событие должно было состояться гораздо раньше.

Тут важен не сам по себе закон, а то, что он дает определенный посыл для общества. Педагоги не просят огромного количества прав. Они лишь только хотят, чтобы было уважение к их труду. Вспоминается Советский Союз, когда авторитет учителя был неимоверно велик, что считаю вполне справедливым. С этого рождается уважение к человеку труда, к человеку мысли. Поэтому хорошо, что этот закон вышел. Возможно, в следующем году эти изменения будут заметны.

- А как вы восприняли новость о том, что 2024 год пройдет под знаком семьи?

- Семья — это ячейка общества. Школа оказывает большое воспитательное влияние на ребенка. Но основа основ, каким вырастет человек, по каким принципам будет жить, закладывается родителями. И в том, что за Годом педагога идет Год семьи, прослеживается определенная преемственность.

Хотелось бы, чтобы сквозь все мероприятия, посвященные этому событию, красной нитью проходила именно идея взаимного уважения. Это очень важно, когда в семье воспитывается гражданин. И страна от этого богаче станет.

Тематическая экскурсия, посвященная Новому году в России. Андрей Валериевич рассказал ребятам об истории праздника.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

6