Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

04.02.2024 13:23 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 5 от 03.02.2024 г.

МОЛОДЫЕ НОВАТОРЫ

Автор: Нина Бухвалова

Участники конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2024» на открытых уроках применили возможности искусственного интеллекта

В окружном этапе конкурса приняли участие четыре педагога Кинельского образовательного округа. Наш город представляли: преподаватель музыки школы №4 поселка Алексеевка Дарья Ивановна Дмитриева и учитель русского языка и литературы школы №3 Дарья Владимировна Калачева. Из Кинельского района в профессиональных испытаниях выступили преподаватель истории и обществознания Маломалышевской школы Иван Геннадьевич Щербаков и учитель биологии школы села Бобровка Светлана Валерьевна Ануфриева.

В первый день состязаний, проходивший в Ресурсном центре, педагоги знакомили коллег со своей методикой преподавания. Во второй день конкурсанты провели открытые занятия с учащимися школы №9. Журналисты побывали на конкурсных уроках кинельских педагогов. Что особенно следует отметить, учителя шагают в ногу с прогрессом. На своих занятиях они использовали нейросеть. Искусственный интеллект — это не про завтра, он уже проник во все сферы человеческой деятельности. И современный ученик должен уметь с ним работать — считают конкурсанты.

ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ

Приступая к занятию, преподаватель музыки Дарья Ивановна Дмитриева обратилась к ученикам 6 «б»: «Улыбнитесь. Я заряжусь вашей положительной энергией». Этот простой прием помог не только учителю, он снял и напряжение ребят перед общением с незнакомым педагогом. По теме урока предстояло разобрать инструментальный концерт «Времена года» А. Вивальди.

Урок музыки для учеников был подан необычно. На столе — карандаши, фонарики и лазеры, раздаточные листы с прилагательными и стихотворениями, конверты с картинками, включенные ноутбуки. Класс разделен на четыре команды с названиями по циклам года.

Пространственной лекции об одном из великих композиторов не последовало. Дарья Ивановна попросила детей — закрыв глаза, прослушать музыкальный отрывок и затем рассказать о своих ощущениях. Все ребята без исключения в этой композиции узнали «Весну».

Учитель шаг за шагом, применяя различные формы, повела ребят к разбору музыкального произведения: «Этот инструментальный концерт — вершина творчества Антонио Вивальди. Цикл объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра по временам года».

Команды поочередно подходили к классной доске и по своим ассоциациям украшали стикерами деревья по временам года. А потом началось самое интересное. Ученики в ноутбуках запрограммировали нейросеть прилагательными, которыми они определили те или иные временные периоды. Программа начала генерировать по запросу и, недолго думая, выдала результаты. Представленные искусственным интеллектом по заданным параметрам картинки были очень близки к пейзажам, которые выбрали дети.

Далее преподаватель музыки предложила ребятам побыть дирижерами третьей части концерта «Лето». В классе погас свет, ученики, подчиняясь ритму музыки, засветили цветными лазерами по потолку. Движения все убыстрялись, световые пятна забуйствовали, следуя за солирующей скрипкой — «разразилась летняя гроза». И так же, как летом, после кратковременного грохота последовало снижение накала. Дети были в восторге: «Получилась светомузыка». В продолжение урока разобрали по фрагментам «Осень» и «Зиму».

После звонка дети поделились впечатлениями: «Необычный урок, нескучный. Мы хорошо это произведение поняли. Особенно понравилось посостязаться с нейросетью».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ

Учитель русского языка и литературы школы №3 Дарья Владимировна Калачева на уроке литературы с учениками 10 класса разбирала роман Достоевского «Преступление и наказание» по теме «Разоблачение Раскольникова: солнце сквозь тучи». Не секрет, что изучение данного произведения школьникам дается нелегко. Педагог для более глубокого проникновения в суть замысла автора использовала различные приемы, в том числе современные технологии и наглядные пособия.

Дарья Владимировна начала разбор классики со стихов о солнце и тьме. Обратилась к старшеклассникам с вопросами: «Что такое для вас счастье? Всегда ли это чувство заслуживается через страдание? Как материальный и духовный мир влияет на состояние человека?».

Попросила учеников прослушать отрывок из фильма в записи без изображения, где актер произносит монолог: «Чего люди больше всего боятся». Эффект восприятия только слухом позволил глубже вникнуть в смысл слов.

Из предложенных шести цитат разных произведений ученики верно отобрали те, которые относятся к портрету Раскольникова. Охарактеризовать главного героя романа было следующим заданием. Высказанные характеристики ребята заложили в нейросеть. Программа составила портрет угнетенного тревогой человека. Сравнили иллюстрацию художника и искусственного интеллекта: сходство практически один в один.

Представленные учителем наглядные пособия помогли разобраться в используемом писателем жанре — смешение нескольких видов романа в одном произведении. Часы отсылали к философскому аспекту, Евангелие указывало на психологическую основу романа, бижутерия (в романе — деньги процентщицы) отсылала к детективу.

Чтобы «разогнать тучи на солнце» ученики высказали свои точки зрения на теорию Раскольникова «о высших и низших» представителях общества. Ребята сделали правильный вывод: преступление, какую бы цель оно ни преследовало, недопустимо; теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

После занятия старшеклассники дали журналисту вот такую оценку урока литературы: «Учитель выбрал интересные способы для раскрытия темы. Использование искусственного интеллекта вообще сделало урок таким классным и современным. Вот на каждом бы уроке так!».

После непродолжительного совещания жюри подвело итоги окружного конкурса профессионального мастерства. Победителями стали Дарья Ивановна Дмитриева, Дарья Владимировна Калачева и Светлана Валерьевна Ануфриева. Выступления педагогов Кинельского образовательного округа на зональном этапе в городе Отрадный пройдут 8 февраля.

Вера Владимировна Белова, заведующая отделом координации опытно-экспериментальной работы Кинельского Ресурсного центра:

- Все участники конкурса хорошо подготовились к профессиональным испытаниям. На методическом семинаре «Я учитель» грамотно показали свои разработанные методики, затем применили на практике — на открытых занятиях.

После конкурсных уроков три преподавателя, которые вышли на зональный этап, провели тренировочные уроки также в школе №9, но уже с детьми других классов, с учетом полученных от жюри рекомендаций и собственного анализа своей работы. Финалисты с конкурсным волнением справились и могли сравнить уровень двух уроков, взять из них лучшее для представления на зональном этапе.

Наши молодые учителя — новаторы, смело используют современные инновационные технологии, профессионально растут. Пожелаем им победы!

Дарья Владимировна Калачева:

- Работаю в школе четвертый год. Моя задача — заинтересовать учеников, чтобы читали произведения. Творческая работа руками на уроках литературы помогает вникнуть в материал, дает «затравку», а дальше, заинтересовавшись, ребята возьмутся за книгу. Классика — фундамент, на ней зиждется современная литература. Многое осмыслить помогает. Инновации так же нам в помощь. Искусственный интеллект стал технически возможным и на учебных занятиях в школе. Работать с ним нравится детям. При подготовке методического материала я сама использую нейросеть.

Дарья Ивановна Дмитриева:

- В целом открытое занятие состоялось. Жюри положительно отметило методическую часть занятия, дало советы по усовершенствованию практической части. Обязательно учту при выступлении на зональном этапе конкурса. Что касается данного урока. Ребята в начале волновались, а когда я смогла разрядить обстановку, они раскрепостились и дружно вовлеклись в действо. В течение урока также отмечала положительную реакцию в глазах членов жюри — и это прибавляло уверенности. Все вкупе помогло достигнуть поставленной цели. Моя задача на уроках — учеников после трудных предметов расслабить, погрузить в искусство и научить услышать музыку.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17