Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

08.11.2021 12:12 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 43 от 03.11.2021 г.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Автор: Татьяна ПАХОМОВА

Большой семейный путь прошли супруги Алиса Борисовна и Рашид Исакович.

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ ОСТРЕЕ ЧУВСТВУЕШЬ, КОГДА РАЗДЕЛЕН С НЕЙ ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ

Рашид Исакович Гумеров и Алиса Борисовна Яворская много лет прожили в Узбекистане. И все эти долгие годы Алиса Борисовна мечтала о том счастливом времени, когда они вернутся в Россию — на Родину.

ПОТОМКИ ГУСАРА

Исак Рашидович не был устремлен мечтами о переезде, как супруга — родиной по рождению стал Узбекистан, здесь он вырос. Семья Гумеровых попала в солнечную республику из Пензенской области в 30-е годы прошлого века, спасаясь от репрессий.

Дед Рашида по материнской линии, Ибрагим Баишев, в свое время служил в гусарском полку. По понятным причинам скрывал это, но военная выправка, благородная стать и хорошие манеры, конечно, выдавали его. О готовящемся аресте большой семьи, у дочери Ибрагима уже было девять детей, предупредил сосед. Ибрагима Баишева любили и уважали в Альмяшевке, поэтому на свой страх и риск постарались помочь ему и его домочадцам. Времени, чтобы раздумывать, не было — взяли самое необходимое, оставив и хозяйство свое, и большой каменный дом. Не веря, что удастся спастись, добрались до станции и сели в поезд до Коканда, где жил их родственник. Ехали долго и трудно, в постоянной тревоге и страхе, что настигнут и арестуют. На одной из станций похоронили своего грудного ребенка — он заболел в дороге и умер. Поняли, что опасность миновала, только пожив в Коканде какое-то время.

Когда началась война, зять Ибрагима — Исак Гумеров, оставив беременную жену, ушел на фронт. Там он и получил известие, что у него родился сын Рашид. Воевал Исак в медико-санитарном ба-тальоне 61-й стрелковой дивизии на Кавказском фронте. На войне пригодилось его острое зрение охотника, которым от природы наделены башкиры. Исак прекрасно видел в темноте, поэтому ночью становился незаменимым помощником командира дивизии. В одном из боев был тяжело ранен, вернулся с войны инвалидом.

ПОД ЧУЖОЙ ФАМИЛИЕЙ

А вот Алиса Борисовна родилась в России, в селе Павловка Богатовского района. «Моя бабушка Вера Дмитриевна Иванова окончила Московский институт благородных девиц и ушла в революцию, — рассказывает Алиса Борисовна. — Политическими ветрами занесло ее сначала в Саратовскую губернию, где у нее родились две дочери, а потом — в Самарскую, где во втором браке появились еще две дочери. Отец старших дочерей был поволжским немцем. Звали его Михель Шмидт. Когда над поволжскими немцами начали сгущаться тучи, стало понятно, что носить такую фамилию опасно. Так мама с сестрой стали Журавлевыми. Осталось только отчество, и то трансформированное — мою маму стали звать Ольгой Михайловной».

СОВСЕМ ДРУГАЯ ЖИЗНЬ

В первом браке у Ольги Михайловны родилась наша героиня. Семейный союз оказался непрочным. Расставшись с мужем, Ольга Михайловна уехала с дочерью в Узбекистан. Это был 1944-й год. Там в нее просто без памяти влюбился Шакирджон Хакимов, фронтовика отпустили домой после тяжелого ранения. Долго мужчина добивался руки и сердца Ольги Михайловны. Говорил ей: «Вернусь с войны живым, будешь моей женой». Поженились они в 1947-м. В семье родились трое детей. Алиса Борисовна, как старшая, нянчила их.

«В десять лет, когда первый брат подрос, меня забрала к себе бабушка, которая в это время жила в Бузулуке, — продолжает повествование Алиса Борисовна. — Я прожила у нее два года. Большой, уютный дом. Обеды за красиво сервированным столом с вкусными блюдами и выпечкой, которые бабушка готовила сама. На обед часто приходила моя тетя, которая работала хирургом в местной больнице. Я смотрела, слушала, как они общаются, и замирала от счастья. Это были интереснейшие беседы. Как мне хотелось в такие минуты, чтобы рядом с нами была мама — красивая, прекрасно образованная. После обеда наступал момент, который я тоже очень любила. Бабушка открывала небольшой сундучок, куда мы складывали фамильное столовое серебро. Но не оно меня интересовало, а фотография на внутренней стороне крышки. На той фотографии — бабушка, которая держит на руках мою маму — совсем еще маленькую, в пышном кружевном платьице. Рядом с ней — еще какие-то люди, кто они — я сейчас уже не помню. Но остались в памяти их красота, их открытые, умные лица. Эта фотография завораживала меня. Я смотрела на нее, и мне рисовались картины из далекого бабушкиного прошлого».

МЕДРАБОТНИК

Через два года Алису Борисовну забрали в Узбекистан. В школу она ходила за восемь километров. Успевала и за братьями с сестрой ухаживать, и учиться. Способности были хорошие. И учителя были замечательные — настоящие интеллигенты. В основном русские — кто-то оказался в Узбекистане, спасаясь от преследований за свое дворянское прошлое, кто-то приехал учительствовать по направлению после института. Алиса Борисовна после школы поступила в медицинский техникум. Продолжила, можно сказать, династию: мама и отчим работали в здравоохранении. В Узбекистане эта профессия была в почете.

Окончив техникум, Алиса Борисовна осталась в Коканде. Работала в городской больнице, заведовала ФАПом, где было даже родильное отделение. В Коканде и с Рашидом познакомилась.

Вырастили трех сыновей, мальчишки радовали своими успехами. Равиль в школу пошел с шести лет, очень хотел и любил учиться, в этом возрасте уже умел читать и писать. Удивляя соседей, складывал в уме двузначные числа. Окончил и музыкальную школу — как и его прадед Исак, прекрасно играл на пианино.

СТРАШНОЕ ВРЕМЯ

«У нас было много друзей, среди которых — и татары, и узбеки, и немцы, и греки. Со всеми — хорошие отношения. А потом наступило лето 89-го года, — делится Алиса Борисовна. — Разгорелся межнациональный конфликт, в котором не обошлось без крови. Внутренним войскам постепенно удалось установить порядок, но за это время нам, русским, пришлось столкнуться с ненавистью к себе».

В РОССИЮ

«Конечно, многие узбеки по-прежнему относились к нам хорошо, но это хорошее отношение теперь казалось зыбким и ненадежным. Особенно это стало чувствоваться после распада Советского Союза. Постепенно закрывались русские школы, и мы понимали, что будущее наших внуков в Узбекистане — туманно, — говорит Алиса Борисовна. — Нужно было уезжать в Россию. Но сделать это было непросто: жилье у русских или не приобретали совсем, или покупали за бесценок, контейнеры железнодорожные получить было почти невозможно. Я готовилась к переезду не один год. Сначала приезжала в Кинель, снимала квартиру и торговала по несколько месяцев на рынке — зарабатывала деньги на покупку жилья в России. Переехать мы смогли только в 2006 году, продав за копейки квартиру и дом. Обосновались в Кинеле. Живем здесь в гораздо более скромных условиях, но главное — мы в России, на Родине.

Одна моя мечта сбылась. Теперь нужно собраться с силами и посетить Волгоград, прийти на могилу моей тети — маминой сестры Евгении Семеновны Ивановой. Она была летчицей в годы войны. Погибла в боях за Сталинград.

Побывать мне во многих местах хотелось бы, родственников ведь у нас много. Только бы здоровье не подводило. Рада, что главный путь преодолела — я вернулась домой».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7