Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

12.10.2023 13:34 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 07.10.2023 г.

«Школа - моя жизнь»

Автор: Эльвира КАРИМОВА.

Профессиональная судьба Анны Павловны Шалухиной сложилась по зову сердца

В современном мире все больше становятся востребованными специальности, отвечающие запросам времени, связанные с развитием информационных технологий. Как говорят сегодня — профессии будущего. Но тот же мир, наша повседневная жизнь, величие страны невозможны без профессий, представители которых создают настоящее, трудятся для завтрашнего дня. От их личного вклада, умений и навыков зависят успешный запуск ракеты в космос, вовремя оказанная медицинская помощь, собранный без потерь урожай, благополучное возвращение домой из дальнего морского похода... В этом ряду профессий, где людьми движет призвание, стоит и профессия учителя. На педагога возложена государственная задача — воспитать граждан своего Отечества.

ВЕРНУЛАСЬ В РОДНЫЕ СТЕНЫ

«В моей семье никто не был связан с педагогикой. Стать учителем — самостоятельное решение, которое я приняла в старших классах. Близились выпускные экзамены. Подходило время жизненного самоопределения. Мы с одноклассниками рассуждали, какой дорогой пойдем дальше, в какие вузы планируем поступать для получения профессии, — вспоминает учитель математики школы №10 Анна Павловна Шалухина. — А я ловила себя на мысли: как дальше смогу без школы, где мне все было интересно, как буду проходить мимо, слышать школьный звонок, но он будет звенеть не для меня? И я выбрала учительство. Знаете, наверное, по зову сердца».

В школе, признается Анна Павловна, она училась больше на твердое «4», чем на «5». В 1987 году поступила на физико-математический факультет Куйбышевского педагогического института. К точным наукам тяготела по складу ума, и, видимо, интерес передался «по наследству». В свое время родной дядя окончил институт связи, увлекался физикой даже вне работы.

В 1992 году Анна Павловна вернулась в родную, тогда еще железнодорожную школу №46 с дипломом учителя. Педагоги, для которых Аня была ученицей, стали теперь коллегами молодого преподавателя. Она и сейчас с глубоким чувством благодарности говорит о людях, кто поддержал в начале профессионального пути. «Коллектив принял меня очень тепло. Учителя искренно были рады тому, что я пришла в педагогическую семью своего учебного заведения, — говорит Анна Павловна. — Знала, что к каждому могу обратиться за советом, с вопросом, и мне обязательно помогут. Такое отношение придавало уверенности. И сейчас, по прошествии многих лет работы, могу сказать: это очень важно для начинающего педагога. По примеру своих старших коллег, кто был со мной рядом, стараюсь быть полезной молодым учителям, если им нужна помощь».

В СОДРУЖЕСТВЕ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

Кураторство над выпускницей педвуза взяла учитель математики Валентина Семеновна Аблякова. Она всегда говорила Анне Павловне: «Не переживай. У нас все получится», каких бы вопросов в учебной или внеклассной работе не касалось взаимодействие двух педагогов. «Вот нужно подготовить класс для участия в школьном празднике, — рассказывает Анна Павловна. — Я волнуюсь, сколько всего нужно сделать и как интересно мероприятие провести. Валентина Семеновна: «Не переживай. Пиши сценарий, раздай ребятам тексты для выступления. Я буду заниматься костюмами и оформлением. Намечается поездка с детьми в театр. Закрепленных за школой автобусов тогда еще не было. В Самару добирались на электропоезде. Снова в переживаниях: благо-получно доехать, никого нигде не потерять. Валентина Семеновна все с тем же спокойствием в голосе: «У нас все получится. Повезем класс вместе. И никто у нас не потеряется».

В наработке опыта преподавательской деятельности Анна Павловна опиралась на профессиональные советы Ольги Евгеньевны Максимовой. «Она у нас была учителем математики в годы моей школьной учебы. А когда я приступила к работе, Ольга Евгеньевна очень помогла в методическом плане», — говорит Анна Павловна.

Сегодня Анна Павловна — сама наставник. Для педагога по математике Елены Евгеньевны Игнатьевой готова делиться богатым профессиональным опытом, вести по учительской стезе. Сотрудничество отмечено первыми результатами: Елена Евгеньевна выступит в очном этапе регионального конкурса «Молодые — молодым». К участию в профессиональном состязании помогла подготовиться Анна Павловна.

«ЦАРИЦА НАУК» РАСШИРЯЕТ КРУГОЗОР

Не всем школьникам легко дается математика. Как увлечь учащихся предметом, сделать учебную дисциплину с цифрами, графиками, уравнениями понятной? Анна Павловна на своих уроках задействует весь арсенал имеющихся методических средств и приемов. Занятия строятся в форме работы учеников в группах, педагог предлагает обучающимся фрагмент темы для самостоятельного изучения. «Насколько успешно ученик овладевает предметом — зависит от учителя», — считает Анна Павловна. Поэтому ее занятия не ограничиваются школьным расписанием. С тем, кому требуется дополнительная помощь, разбирает новую тему, задачи на консультациях после уроков.

В процессе получения знаний на своих занятиях учитель математики расширяет познавательный интерес, кругозор учеников. С пятиклассниками решали задачу, где в условии упоминается отдел «Бакалея». Школяры сразу с вопросом к педагогу: а что это такое? Пришлось отвлечься от математических упражнений к делам, так сказать, житейским. Пояснить. Теперь, придя в очередной раз в магазин, ребята безошибочно определят бакалейные товары.

Анна Павловна привела другой пример. Девятиклассников готовит к Основному государственному экзамену, решают задачу практико-ориентированного характера. Нужно рассчитать объем и стоимость работ для ремонта одной комнаты. Ребята настолько увлеклись темой, подбором строительных материалов, что одна из учениц, придя домой, удивила родителей: «Теперь знаю, как хочу отремонтировать свою комнату и сколько это будет стоить».

Так, решая математическую задачу, ученики овладевают функциональной грамотностью, говорит педагог. Сегодня в школьном образовании функциональной грамотности придается большое значение: в процессе обучения формируется способность учащихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.

РАДОСТЬ — В КАЖДОМ ШКОЛЬНОМ ДНЕ

Учитель должен дать ученикам прочные знания по предмету, а в чем еще Вы видите его предназначение — спросили мы Анну Павловну. Педагог ответила так: «Воспитать в детях лучшие человеческие качества. Научить детей добру, умению общаться и дружить, разделять хорошее и плохое, нести ответственность за свои поступки. И еще ученики должны видеть в педагоге заинтересованного собеседника. Могли довериться и поделиться, как поступить, когда сложилась непростая ситуация. Стараюсь быть такой поддержкой для ребят, чтобы они знали — им есть с кем разделить и свои радости, и свои тревоги-переживания. Разделяю интересы ребят. У нас многие ученики занимаются спортом. Так что я тоже на спортивной волне, ребятам приятно, когда слушаю, как они говорят о своих успехах, расспрашиваю о соревнованиях или вместе обсуждаем какой-нибудь матч, посмотренный по телевизору».

Следующий, 2024 год у Анны Павловны юбилейный: двадцати-пятилетие первого ее выпуска. С учениками, взрослыми состоявшимися людьми, им сейчас по 40 лет, теплые отношения сохранились до сих пор. Сложилась хорошая традиция: через каждые пять лет ребята собираются на встречу. Как в школьные годы, делятся со своим классным руководителем самым-самым сокровенным и находят верные слова поддержки.

Школьные будни, уроки с переменами. Каждый день педагога наполнен радостью встреч с детьми. «Школа — моя жизнь. Летние каникулы люблю, но к середине отпуска начинаю скучать. Мне уже хочется прийти в класс, увидеть детей», — признается Анна Павловна. Этот человек любит выбранное дело, говорит, что многоголосье учеников ее даже заряжает энергией — учить, работать, быть внимательным коллегой, отзывчивым наставником. Вот уже тридцать один год школьный звонок звенит для Анны Павловны Шалухиной — педагога, преданного профессии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4