Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

25.06.2018 08:17 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 21.06.2018 г.

ЧАСОВЫЕ РОДИНЫ

В ЭТОМ ГОДУ РОССИЯ ОТМЕТИЛА СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК

По этапам становления пограничной службы можно изучать историю нашего Отечества, которая берет начало со времен набегов на Русь степных кочевников. К юбилейной дате Самарский институт управления при поддержке Самарской городской общественной организации инвалидов «Память Черонобыля-86» выпустил книгу о соотечественниках, в разные годы служивших пограничниками. Очерки о наших земляках-кинельцах, которые вошли в данную книгу, редакции газеты предоставил председатель ветеранской организации Анатолий Александрович Шульпин.

«ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ»

В октябре 1978 года Андрей Александрович САНИН (сейчас депутат Думы городского округа Кинель, заместитель председателя Общественной палаты), токарь металлургического завода города Красноярска, был призван в пограничные войска.

Для новобранцев на призывном пункте звучал марш «Прощание славянки». Восемь с половиной часов самолетом летели из Красноярска до Анадыря. Затем еще полтора часа, и, наконец, прибыли в место назначения — бухту Провидение.

Между заснеженными сопками поселка Урелики на берегу Берингового пролива расположился Кенигсбергский ордена Красной Звезды 110-й пограничный отряд. Впервые с непредсказуемостью чукотской погоды столкнулись в день принятия присяги. В сильный буран, чтобы не потеряться, «цепочкой» в полном мраке, цепляясь за ремни друг друга, военно-служащие добрались до Дома культуры. А когда вышли на улицу по окончании мероприятия, то уже сияло солнце, стоял полный штиль. Есть в природе этого края притягательная сила. Словами не передать красоту северного сияния.

Первое время от нехватки кислорода задыхались при беге, ловили ртом обжигающий морозный воздух. Постепенно акклиматизировались. За два года службы — командировки на заставы, дозоры, постоянные стрельбы, тревоги, нескончаемые спортивные соревнования.

Чукотку не назовешь спокойным приграничным регионом. Государственную границу постоянно нарушали промысловые суда иностранных государств, расхищая морские ресурсы нашей страны. Особенно не гнушались пересекать границу японские и северокорейские рыбаки. Они занимались браконьерством и провоцировали массовые инциденты. Однако часто при задержании иностранных шхун выяснялось, что экипажи не имели ничего общего ни с рыбаками, ни с охотниками. В Чукотском отряде задержания нарушителей границы на суше были не столь часты, как на морском участке. Но и здесь нужно было быть настороже. Однажды местные охотники во время промысла морского зверя заметили на берегу человека. В здешних краях в одиночку не ходят, и они, решив, что незнакомцу требуется помощь, направились к берегу. Но тот, заметив байдары, торопливо двинулся в сопки. Охотники вернулись в поселок и сообщили пограничникам о подозрительном человеке. Нарушитель границы был задержан.

Родным и близким о службе много чего писать не разрешалось. В каптерке висели шаблоны писем для родителей, друзей, любимой девушке. Периодически образцы обновляли, меняя местами слова и предложения. В результате письмо занимало от силы полстранички тетрадного листа: «Здравствуйте, мама и папа. У меня все нормально. Извините, что долго не писал, был в командировке. Погода стоит морозная. Как вы, как здоровье? Передавайте всем привет. Целую!».

К концу первого года службы сложилось стойкое ощущение, что ты служишь здесь всю свою сознательную жизнь. Настала очередь уходить в запас. Санин, как отличник боевой и политической подготовки, увольнялся со службы первой партией по окончании усиленной охраны госграницы во время ноябрьских праздников.

14 ноября 1980 года в торжественной обстановке, на плацу, перед всем строем «батя» — командир отряда произнес напутственные слова. Военнослужащие, опустившись на одно колено, целовали Знамя отряда. «Дембеля» остро ощутили, что больше никогда не увидятся, и от этой мысли к горлу подкатывал ком. И вновь, как два года назад, грянуло «Прощание славянки». Это было прощание со службой, Севером, бухтой Провидение, друзьями-сослуживцами и с громадным по значимости периодом жизни.

НА СОВЕТСКИХ МОРСКИХ РУБЕЖАХ

МАЛИНОВ Юрий Петрович был призван в ряды Советской Армии в октябре 1983 года. На призывной пункт пришли офицер в морской форме и с ним два моряка. В список тех, кому «повезло» служить на флоте три года попал и Юрий, его направили в пограничные войска.

100 призывников доставили в Анапу для прохождения курса молодого бойца. Несколько десятков курсантов, в числе которых оказался и Юрий Петрович, ждала дорога в Прибалтику — в город Лиепая Латвийской ССР. Малинов прошел учебу в электромеханической школе и получил две профессии — электрика и газотурбиниста. Пограничные корабли к тому времени перешли на мощные газотурбинные двигатели.

Весной 1984 года Малинов прибыл на постоянное место службы — пограничный сторожевой корабль «Проворный» 4-й отдельной бригады сторожевых кораблей проекта «Альбатрос», порт приписки — г. Лиепая. Корабль был оснащен мощным оружием: 4 торпеды по 6 метров, 2 скорострельные пушки по 1200 снарядов по земным, морским и воздушным целям, 12-ти зарядная реактивная установка стреляла на расстояние 6 километров и в глубину. Посвящение в моряки не забыть: в кружку наливали соленой морской воды и давали выпить матросам. Освоил Юрий смежные специальности — котельного, трюмного моториста, водолаза с легким снаряжением.

Служба не из легких. Все время в море, частые штормы, низкая облачность с дождем и ливнями, зимой — обледенение корабля. Свободные от вахты матросы сбивали лед с выступающих частей. Все время находились в состоянии боевой готовности, бороздя морские просторы страны от Калининграда до Эстонии. Встречали много нарушителей. Это могли быть рыбаки с финской стороны и сопредельных государств. Оружие применяли для предупреждения, когда на чужом корабле явно провоцировали — шли в сторону наших границ.

Так нагло действовали натовские истребители в нейтральных водах. Пикируя на корабль и имитируя атаку, они с грохотом взмывали вверх. Экипаж пограничного корабля демонстрировал хладнокровие. Во второй половине 80-х годов фиксировалось множество провокационных нарушений в территориальных водах СССР кораблями противника. Эти действия пресекали. Советские сторожевики вставали по курсу нарушителя «живой стеной» преграждая путь. Но не всегда удавалось. Иностранные корветы, эсминцы и крейсера не просто барражировали вдоль наших берегов, но совершали боевые развороты, готовили к стрельбе установки с ракетами и глубинными бомбами. СССР тогда принял на себя обязательства по разрядке напряженности, поэтому в открытую конфронтацию страна не вступала.

Юрия Петровича назначили командиром турбинного отделения. При запуске двигателей в отсеке стоял такой шум, что и звукоизолирующие наушники мало помогали. Изъяснялись жестами. Сторожевой корабль «Проворный» был признан одним из лучших среди соединений кораблей Краснознаменного Прибалтийского пограничного округа, а его личный состав — отличниками боевой и политической подготовки.

О специалисте первого класса, старшине Ю. П. Малинове писали в газете «На советских рубежах» и других военных изданиях. Старшина второй статьи был награжден грамотой Комитета государственной безопасности СССР. В ноябре 1986 года Малинов в звании главный старшина уволился со службы. Хотя было желание остаться на сверхсрочную, такое предложение получил от командования. В настоящее время Юрий Петрович работает учебным мастером в Самарской сельскохозяйственной академии.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

41