ПРИОБЩАЮТ К ПРЕКРАСНОМУ
РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕЛЬ ОТМЕЧАЮТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК
25 марта поздравления будут получать те, кто вносит значимый вклад в развитие культурного богатства страны. Это праздник многочисленных сотрудников различных учреждений — от музеев, библиотек, домов культуры до кинематографа. Список культурного сообщества велик. В нем свое место занимают детские школы искусств, которые одновременно относятся к учреждениям культуры и дополнительного образования детей и молодежи.
В ЗВУЧАНИИ МЕДИ
К профессиональному празднику ряд специалистов учреждений культуры отметят муниципальными наградами. Почетной грамотой главы городского округа Кинель удостоен преподаватель Детской школы искусств №2 поселка Усть-Кинельский Борис Александрович КОРНИЛОВ. Корреспондент газеты побывал на уроке педагога. Вместе с ним погрузился в разнообразный мир музыки, где духовым отдается наивысшее предпочтение.
В классе для «громких» инструментов», оборудованном звукоизоляцией, солнечно и тепло. Радостно от начинающейся весны. Сверкают начищенные до блеска трубы, саксофоны и другая духовая медь.
Ученица 2-го класса Алена Федорищева играет домашнее задание на блокфлейте. Поглощен в ноты вместе с девочкой и сам преподаватель. По окончании урока в музыкальном антураже легко и непринужденно погружаемся в тему духовой музыки. Борис Александрович готов говорить часами — это его жизнь. Вдохновлен. Увлечен. Влюблен в «медь». Себя называет в первую очередь музыкантом, без этого качества преподаватель в музыкальной школе не состоится.
МУЗЫКА С НИМ ВСЕГДА
Путь Корнилова в профессию был извилист, но предсказуем. Борис Александрович — потомственный музыкант, с детства видел себя в этой профессии. Родился в Алма-Ате в семье военного музыканта. Заслуженный артист Узбекской ССР Александр Сергеевич Корнилов был солистом Ансамбля песни и пляски Туркестанского военного округа. Жизнь военнослужащих — кочевая. После Казахстана были переезды, в том числе и в Польшу, где в военном городке Легница в составе северной группы войск служил отец. По окончании службы Корниловы перебрались ближе к родным местам — в поселок Усть-Кинельский.
Борис Александрович своими учителями считает двух музыкантов. Вначале игре на саксофоне учил Евгений Александрович Носов на занятиях в кружке ДК, затем, в музыкальной школе, — преподаватель Влади-слав Викторович Бирюков. Ученик точно знал, что музыкой будет заниматься профессионально. Вполне логичным стало продолжение обучения в Самарском областном училище культуры. В 2002-м получил диплом и начал преподавать в музыкальной школе.
Но вскоре пришлось оставить любимое дело. Борис Корнилов дает объяснение: «Зарплата в музыкальных школах была настолько мизерной, что мне с матерью никак на нее не прожить. В те кризисные годы было не до прекрасных порывов, и я, профессиональный музыкант, пошел работать на завод. Но музыку не оставил, в ансамбле «Жигули» играл в оркестре. Тогда широко известный творческий коллектив вышел из государственной структуры на вольные хлеба. В составе популярного коллектива я окунулся в насыщенную гастрольную жизнь».
Рассматривалась и возможность играть в военном оркестре, но одна мысль, что с семьей придется кочевать из одного военного округа в другой, охладила порывы. И все-таки, дорога, сделав зигзаг, вновь привела его в родную школу искусств.
ПЕДАГОГ И ЕГО УЧЕНИКИ
Борис Александрович музыкальную школу заканчивал как духовик, в музыкальном училище образование получил как народник. А в Самарской академии искусств вернулся к духовым инструментам и выбрал трубу: обучался по классу «Инструменты симфонического оркестра». Бориса можно по праву назвать «человеком-оркестром». Кроме духовых, он играет на балалайке, домре, баяне, гитаре. А труба — его особая любовь, его вдохновение.
Своих учеников педагог влюбляет в музыку, и они отдаются ей так же самозабвенно. Борис Александрович говорит: «Работать в школе искусств интересно, мне нравится раскрывать детям богатый мир музыки, увлекать ею и, конечно же, учить».
Задача педагога — научить, как духовые инструменты своим звучанием, штрихами создают настроение. В балладах — атмосфера войны, боя, победного марша. Услышать, как переданы звуки природы в пьесах Н. Бердыева, — алеет закат, шумит морской прибой, кричат чайки.
Преподаватель говорит о своих учениках увлеченно, считает, что дети-«духовики» совсем другие, они видят и слышат музыку. Эмоции воспринимают, пропускают их через себя и техническими средствами по нотам передают слушателю.
Борис Александрович по праву гордится своими учениками. Его выпускник, саксофонист Ваня Погудин сейчас учится на 2 курсе в Москве. В престижную академию Игоря Бутмана поступить непросто, учиться у известных педагогов России — большая честь. Богдан Екименко — классный, способный ученик, окончил музыкальное училище и работает в оркестре театра оперы и балета.
«Без сомнения, будущее у детей, обу-чающихся музыке, обеспечено, ведь музыка вечна. Интерес к духовой музыке есть, у меня учатся и мальчики, и девочки, — говорит преподаватель и в пример ставит своих сегодняшних подопечных. — Ученица 7 класса Софья Васильева — сильная исполнительница на кларнете. Трубач Сергей Трусов занял 1 место на Международном конкурсе-фестивале имени Савелия Орлова. Это высокий уровень, надо было пройти тяжелое испытание».
На стене в кабинете помещены грамоты, дипломы — признание труда преподавателя и его учеников.
«АНСАМБЛЬ — МОЯ ГОРДОСТЬ»
В свое время в музыкальной школе Борис Александрович руководил ансамблем ложкарей: дети с удовольствием постигали азы народного искусства, редкого в наши дни. Особым своим достижением считает создание в 2016 году детского ансамбля духовых инструментов «Унисон».
Всякое новое дело базируется на энтузиазме его основателя. Преподаватель взялся реализовать важную идею: «Я стремился приобщить к исполнительству на духовых инструментах детей и подростков из маленького поселка. Сначала это был камерный ансамбль, состоящий из пяти инструментов. Время шло, ученики подрастали, совершенствовались, участвовали в различных конкурсах. Класс рос, сейчас обучается 18 человек. Что очень важно, в состав ансамбля входят исключительно учащиеся школы, без поддержки взрослых музыкантов».
Ансамбль духовых инструментов «Унисон» — гордость поселка. Дети занимаются групповыми и индивидуальными занятиями на духовых инструментах: блок-флейта, саксофон, кларнет, труба, ударные инструменты.
Борис Александрович Корнилов считает, что перспективы создания взрослого профессионального оркестра духовых инструментов в городском округе есть, была бы поддержка руководства. Духовой оркестр — это мощь, красота, торжественность. Это живое искусство, которое в современном виде осталось только в хореографии и в оркестровом звучании, где не подразумевается применение фонограмм.
Преподаватель Детской школы искусств признается: «Люблю советскую симфоническую музыку. Известные трубачи, композиторы В. Щелоков, Н. Берд-нев, Т. Докшицер — мои кумиры. Звучание, краски их музыки меня вдохновляют». Талантливый музыкант пишет аранжировки, чтобы юным исполнителям его духового ансамбля было проще осознать и сыграть — от сложного к простому. В уже созданные произведения внести свою ноту — для него представляет профессиональный интерес.
ТРУБАЧИ — КОРОЛИ ОРКЕСТРА
«Я — музыкант, — вновь звучит признание Корнилова. — Какое это счастье — играть на трубе». И дальше лирическое отступление: «Оркестр без трубы скучный. Игра на ней виртуозная, яркая. То с объемным, мощным звуком, подобным вулканической лаве. То со светлым и легким звуком, словно его издает великан в лирическом настроении».
Дочь Анастасия так же, как отец, влюблена в музыку. Ученица 4 класса школы искусств №2 продолжает династию музыкантов Корниловых. Ведь музыка вечна.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.