Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

03.04.2024 10:39 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 30.03.2024 г.

Триумф местного «автопрома»

Автор: Анна ИВАНОВА

Парад участников «Кинельаэро». На смотры-соревнования приезжали конструкторы из Куйбышева, Кинельско­го, Нефтегорского и других районов.

В середине прошлого века в Кинеле развивались и культивировались технические виды спорта

В рубрике газеты «Хронограф» 13 марта размещалась небольшая информация о развитии в городе самодельного строительства микроавтомобилей и аэросаней в 70-е годы прошедшего столетия. На публикацию отозвался участник событий — постоянный читатель местного периодического издания Юрий Васильевич Ерофейчев. Корреспонденты немедля «ухватились» за возможность из первых уст узнать интересные факты из истории Кинеля. Оказалось, Юрий Васильевич не только сконструировал и собрал автомобиль, но в свое время был председателем отделения ДОСААФ при заводе №12, в котором объединялись увлеченные строительством микроавтомобилей заводские умельцы.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Сорок лет трудового стажа связывают Ю. В. Ерофейчева с Кинельским заводом укупорочных изделий. В 1956 году, после окончания технического училища №2 при Куйбышевском заводе имени Фрунзе, он поступил на работу слесарем в цех кроненкорок. И сразу получил испытательное задание на сборку автомата-вклад­чика ГОКИМ. Молодой рабочий проявил хорошие знания в чтении чертежей, навыки в слесарной обработке металлов, сборке узлов и всей конструкции. И вскоре Юрия Ерофейчева перевели из ремонтников в наладчики автоматов и прессов. Нужно сказать, что полуавтомат ГОКИМ — «детище» специалистов технического отдела, был сконструирован для повышения производительности труда. В течение нескольких лет рабочими в цехах завода было изготовлено 17 автоматов-вкладчиков ГОКИМ.

За годы своей деятельности Ю. В. Ерофейчев «прошел» практически все цеха и участки завода укупорочных изделий, знал устройство и работу оборудования, станков и автоматов. В его трудовой книжке не хватало места для записей о поощрениях за рационализаторские предложения, внедрение изобретений. Без отрыва от производства Юрий Васильевич окончил Куйбышевский техникум транспортного строительства. Был назначен на должность инженера-конструктора и многие годы работал под началом Б. М. Деркачева, руководителя технического отдела.

Именно Борис Матвеевич Деркачев стал зачинателем самодельного автомобилестроения в Кинеле. Он первым в городе построил автомобиль. Осенью 1967 года побывал со своей «Лайкой» на ВДНХ СССР, репортаж был показан по Центральному телевидению. Общительный и открытый человек, Борис Матвеевич своим энтузиазмом заражал окружение. Он предложил объединить увлеченных техническим творчеством кинельцев, поставил вопрос о создании секции микроавтомобилей в Кинеле. Идею поддержали директор завода №12 Виктор Васильевич Съедугин и предсе­датель городского ДОСААФ Алексей Алексеевич Пёркин.

ГОЛОВА, РУКИ И ВДОХНОВЕНИЕ

Юрий Васильевич Ерофейчев, ведомый страстью решения сложных технических задач, уже тогда находился в процессе строительства своей машины. «Многие заводчане занимались сборкой самодельных автомобилей — Панфилов, Денисов, Успен­ский, Демидюк, Прокуров, Смирнов и другие. Гаражей не было. У кого сарайчик во дворе, у кого закуток под навесом на улице: пристраивались и мастерили в свое удовольствие, — рассказывает Юрий Васильевич. — С работы идем вечером — сначала в сарай: повозишься с машиной, поковыряешься. А уж в выходные дни с утра до вечера копались с техникой. Зимой холод терпели, но делали. Замерзнем, проголодаемся — домой. Спорили, советовались, помогали друг другу. У нас даже что-то вроде соревнования получалось, каждый старался вперед других сделать. Я свою «Мечту» года полтора собирал, некоторые — подольше. А кто и десять лет ковырялся, тут уж — какие возможности у человека: голова и руки, да и материальные затраты требовались».

Как же «из ничего» собрать четырехколесный автомобиль, да еще чтобы на нем ездить?

В ход шли, в основном, списанные «инвалидки». Использовали от них запчасти, рулевое управление, дифференциал, металл. Двигатели от стареньких автомобилей перебирали, ремонтировали. А то и с моторной лодки брали — чинили, вытачивали детали на станках. Для кузова иногда использовали тонкие алюминиевые листы — они мягкие в обработке. В общем, как шутили энтузиасты: строили автомобили из консервных банок. «Резину», конечно, покупали.

Повезло, говорит Юрий Васильевич, жена хорошая попалась — не возражала увлечению супруга. «А как не поддерживать, если у человека интерес? — удивляется Нина Николаевна Ерофейчева. — Всегда верила, что все у нашего «Кулибина» получится. Мы потом по Кинелю ездили на своей машине, на рынок за продуктами. А на заводскую «Оку» еще долго копили». Сама Нина Николаевна — медицинский работник. В железнодорожной больнице трудилась, воспитывала дочь.

КИНЕЛЬцы РУЛЯТ!

Строили автомобили не только заводчане, но и другие жители Кинеля — Тахтаров, Глотов, Макаров, Пучков, Рожков, Батурин. Под руководством председателя ДОСААФ собирались в секцию малолитражных автомобилей — делились информацией, решали общие вопросы.

И вот 1 мая 1969 года на площади Мира выстроилась для демонстрации колонна из семи автомобилей. Это был, своего рода, триумф местного самодеятельного автомобилестроения.

Однако, в то же время были в городе и районе строители аэро­саней и мотонарт. В основном — романтики, увлеченные зимней охотой и подводной ловлей. И, безусловно, любители покорять сложные технические задачи не только головой, но и умелыми руками. И тогда секция микроавтомобилей при городском ДОСААФ собрала под свое крыло любителей аэросанного творче­ства, не имевших ни базы, ни организующего начала. Конструкторы-любители продолжали развивать и совершенствовать свои детища, смотры «автомоделей» проводились на регулярной основе летом, а саней — зимой.

Работой кинельских самодеятельных конструкторов заинтересовались в Москве представители журнала «Техника — молодежи» («ТМ»), одного из ведущих научно-популярных изданий России.

23 февраля 1970 года в Кинеле при учас­тии журналов «Техника — молодежи» и «Моделист-конст­руктор» был проведен первый в РСФСР(!) официально собранный смотр-конкурс аэросаней любительской постройки «Кинельаэро -70». Участниками и победителями стали Г. Жульков, Г. Козлов, А. Жиганов, А. Дивлеев, Нина и Виталий Са­вицкие, В. Расточин, В. Шкуратов, В. Глотов, Б. Панфилов.

Этот смотр дал начало целой серии подобных слетов. Потом были «Кинельаэро -71», «Кинель-аэро -72», «Кинельаэро -77».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4