Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

28.11.2023 08:16 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от 25.11.2023 г.

«Всегда в моем сердце»

Автор: Нина Бухвалова

Владимир Анатольевич: С годами осознаешь, сколько переживаний за детей пропускают через свое сердце матери.

Владимир Анатольевич Петрасюк, житель поселка Усть-Кинельский:

Наверное сейчас, с высоты своего возраста, мне о маме рассказать куда сложнее, чем когда я был ребенком. Элиса Ивановна Трофимова- известный в Усть-Кинельском руководитель, 22 года возглавляла школу №2. Всегда уважал ее преданность делу, горжусь, что она подняла статус школы до образовательного учреждения с углуб-ленным изучением отдельных предметов. Ее уже нет с нами 17 лет, а боль утраты не утихла. Теплые воспоминания окутывают сердце.

Я появился на свет в студенческой семье. Отец с мамой вместе заканчивали Кызыл-Ордынский пед-институт. Элиса Ивановна училась на факультете иностранных языков, отец планировал стать учителем русского языка. По окончании вуза молодая учительница начала преподавать в лучшем учебном заведении города Кызыл-Орда — в школе имени К. Е. Ворошилова.

Как мне рассказывала тетя, мама в институте была активисткой, занималась спортом, танцевала и пела. Мне же запомнился такой эпизод. Я — пятилетний мальчик, мы едем в поезде. В купе с нами только одна попутчица, с ней мама всю дорогу пропела песни на украинском и русском языках. Песня сопровождала ее всю жизнь. Любил слушать ее исполнение дома, когда собирался тесный круг подруг, коллег.

В 1968 году мы приехали в поселок Усть-Кинельский. Нас встретил директор школы К. Н. Бекетов. Принес корзину продуктов, а меня шоколадкой угостил. Тут же предоставил жилье. Это была крохотная каморка за стенкой школьного спортзала. Мама шутила: удобно — и школа и дом в одном месте.

Работа была смыслом ее жизни. В водоворот школьной жизни окунулся и я. Брала меня всюду с собой вместе со своими учениками. Это были походы с палатками и песнями у костра, лыжные прогулки. Я так благодарен маме, что был всегда при деле. А самое главное — приобщился к культуре. Она организовывала постоянные выезды в драматический и оперный театры, в цирк, Дворец спорта. Естественно, как и большинство детей студгородка, я учился еще и в музыкальной школе. И тогда на пианино играть не хотел, с тоской думал: мне бы клюшку в руки, шайбу погонять, а тут — по клавишам стучать… Позже был только признателен маме за ее настойчивость в моем музыкальном образовании. Играл в школьном ансамбле, да и сейчас к инструменту сажусь.

Сколько же в ней было энергии! Мы постоянно ходили за грибами-ягодами. Помнится, снег уже выпал, а мы с зеленым бидоном в лесок пошли собирать ежевику. Замерзли, дома отогревались чаем с этой ягодой. И такие воспоминания по-особенному теплые, как тот ежевичный чай.

Элиса Ивановна находилась в окружении людей — педколлектива, родителей, учеников, часто к ней приходили выпускники. Всех встречала хлебосольно. Готовить любила и от души угощала каждого, кто бы не заглянул к нам на огонек.

Жизненные ценности нам прививают родители. Помню девиз мамы в ее кабинете: «Даже если ты не можешь помочь человеку, все равно — помоги». Она приучила меня и сестру Иру к порядку и аккуратности на столе, в портфеле, всюду. Говорила: тогда и в голове порядок будет.

Ее материнской любви хватало на всех учеников школы. Считала, что плохих детей нет, их недовоспитали родители.

Я в школе какого-то особого отношения к себе не чувствовал. Мама-педагог даже с еще большим спросом относилась к собственным детям. Строгая была, а как иначе мальчишек воспитывать. Не успел лед на реке встать, как мы быстрее на коньках в затоне кататься, а под ногами все трещит, тут и там полыньи. Естественно, домой шли промерзшими, штаны колом на морозе стояли. Элиса Ивановна могла сказать раз, да так, что сразу запомнишь: что можно делать, а что — нельзя.

И кто, как не мамы, помогают растить наших собственных детей. Она во внуках души не чаяла. Мы уже давно взрослые люди, двух сыновей вырастили, теперь и сами внукам радуемся. Но почему-то я все чаще осознаю, как мне не хватает материнского совета, ее простого и доброго слова, которое и утешит, и от ошибки убережет. Только сейчас начинаю понимать, почему у мамы порой был грустный взгляд. Она никогда не жаловалась, до последнего дня жизни была в работе, в заботе о школе и детях — ее учениках. 4 марта 2006 года мамы не стало. Вся школа, весь поселок пришли с Элисой Ивановной проститься... Берегите своих мам.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

5