Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

22.02.2024 10:02 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 8 от 22.02.2024 г.

«Афганистан - со мной»

Автор: Эльвира КАРИМОВА

Памятная фотография. На одной из встреч участников боевых действий в Афганистане с Героем Советского Союза Геннадием Павловичем Кучкиным.

Для Николая Николаевича Назарука боевое братство воинов-интернационалистов нерушимо

15 февраля страна отметила памятную дату в своей истории — 35-ю годовщину вывода советских войск из Афганистана. Это очень личный день для тех, в чьей биографии время с 1979 по 1989 годы имеет особые отметки. Местом их встречи в Кинеле вот уже много лет служит обелиск воинам-интернационалистам в Детском парке. Сюда они приходят в торжественный и одновременно скорбный день, надев форму и медали. В глубоком уважении склоняют головы перед памятью кинельцев, погибших при исполнении воинского долга, и за поминальным столом в едином боевом братстве участники былой войны вспоминают «свой» Афганистан.

ДВА ГОДА СЛУЖБЫ — БОЕВЫЕ МАРШРУТЫ

Для Николая Николаевича Назарука из Алексеевки эта память священна и монолитна как те гранитные плиты, на которых впечатаны имена воинов-афганцев. Интересно рассказывает об армейском периоде жизни, хотя и выпало его набору служить в составе ограниченного контингента советских войск. С горечью и до сих пор неутихающей болью говорит о друзьях и земляках, которых потерял «за речкой».

В датах, связанных со службой в Афганистане, Николай Николаевич точен, события передает в деталях, словно и не было для него после 1989 года последующих тридцати пяти лет.

«Призывался я из города Уральск Казахской ССР в 1982 году. 2 апреля мы были направлены в Самарканд, где нам предстояло пройти курс молодого бойца, — рассказывает ветеран боевых действий. — Обучение было ускоренным, вместо положенных полгода навыки военного дела освоили за два месяца. И было понятно, что готовимся к чему-то серьезному. 15 июня мы были в Афганистане, попал я в 466-й автомобильный батальон». В состав батальона входили три роты, каждая из них состояла из 50 машин.

Подразделение, в котором прошли два года срочной службы нашего собеседника, выполняло задачи по материально-техническому обеспечению 40-й армии. «Доставляли в наши части всё — вооружение, топливо, строительные материалы, продовольствие, — продолжает Николай Николаевич. — Загрузка производилась на базе в Хайратоне. С нее выдвигались автомобильной колонной в том направлении, куда получали приказ».

Боевыми маршрутами рядового Назарука были Джелалабад, Баграм, Гардез, столица Афганистана. Боевыми, потому что в каждом таком автомобильном походе (а они были протяженными; так, от Хайратона до Кабула — 500 километров) водителей поджидали душманы. Противник минировал дорогу, подрывал головную машину, создавал препятствия на перевалах и начинал обстреливать советских солдат со всех сторон — с «зеленки» или рассредоточиваясь в каменистой местности.

Автоматы у Николая и его сослуживцев всегда были наготове, находились в кабине машины. Как только возникала опасность нападения, занимали оборону и вступали в бой. На бортах грузовых машин зенитные орудия наводили удар по душманам.

«СКРОМНЫЕ ТРУЖЕНИКИ ВОЙНЫ»

«Если понимали, что своими силами не справимся, по рации вызывали подмогу. С ближайшего аэродрома поднимались вертолеты и с воздуха поддерживали огнем. При транспортировке особо ценных грузов — топлива, оружия — автомобильный строй усиливали, — рассказывает Николай Николаевич. — Колонну сопровождали БТРы, на броне окружающую обстановку, готовые к бою, контролировали десантники, мотострелки, сверху — вертушки».

Без потерь в таких боевых столкновениях, конечно, не обходилось. Николай Николаевич и сейчас интересуется событиями Афганской войны: интернет помогает отыскать товарищей по батальону, на тематических сайтах участник боевых действий открывает неизвестные ему ранее факты.

«Мы, кто в автобатальонах, автомобильных ротах служил тогда, о себе говорим: скромные труженики войны. А вот недавно нашел информацию, что за весь период Афганской войны наибольшее число погибших — среди водителей, — делится Николай Николаевич. — Нисколько не принижаю заслуги других военных специалистов — пехоты, танкистов, артиллеристов, саперов. Мы все делали одно общее дело».

Значительна роль наших военных и гражданских в выполнении мирных целей, с которыми Советский Союз пришел в Афганистан: строились дома, больницы, электростанции, местному населению оказывалась помощь продуктами и медикаментами, которые доставлял в населенные пункты и Николай Николаевич.

ВОЕННОЙ ПРИСЯГЕ ОСТАЛИСЬ ВЕРНЫ

На огненных дорогах Афганистана 466-й батальон потерял 30 человек.

«Погиб мой земляк, Юра Савинков, вместе с ним призывались из Уральска. Кабину «КамАЗа», которым управлял Саша Иванов, в одной из засад душманы изрешетили пулями, его в упор расстреляли, — вспоминает боевых товарищей Николай Николаевич. — Трагична судьба моего близкого друга Алексея Зуева».

3 ноября 1982 года в тоннеле, протяженностью 3,5 километра, на одном из перевалов произошел массовый затор техники — наших и афганских автомобилей, боевых машин. Десятки людей задохнулись выхлопными газами, их не смогли спасти. После этого случая ввели пропускную систему проезда через тоннель — сначала открывали движение для пяти машин с одной стороны. После их выхода из подземного сооружения разрешали проехать пяти машинам с другой стороны тоннеля.

1 февраля 1983 года авто- мобильной колонне, в которой на мощных «КамАЗах» везли груз по назначению Николай Назарук и Алексей Зуев, предстояло преодолеть эту трехкилометровую дорогу. Машина Алексея попала вглубь тоннеля вместе с афганскими, которым открыли въезд. «Получилось, что он был оторван от головной и от нас: мы остались ждать своей очереди. Когда выехали из тоннеля, на обочине увидели машину Алексея, дверца кабины открыта, его нет. Стали искать, кричали по имени, стреляли в воздух. Безрезультатно, — вспоминает ветеран. — Позже пошли слухи, что он принял ислам и теперь воюет против нас».

Неизвестность о друге тяжелой раной легла на сердце. Прошли годы, боль поутихла, но разве можно забыть, когда вместе плечом к плечу в условиях войны, когда трудности армейской службы делили пополам. Спустя время через интернет Николай Николаевич пытался узнать хоть какие-то подробности, найти ту ниточку, которая развяжет узел его сомнений: он не верил, что друг мог поступить не по чести. И был прав.

В России функционирует поисковый отряд, который разыскивает без вести пропавших в Афганистане воинов. Многих участники этого движения нашли живыми. Спустя десятилетия отыскали Алексея Зуева. Поисковики восстановили цепь событий.

Плененный, Алексей остался верен военной присяге и клятве защитника Родины. Был убит. Тело забросали камнями, поставили деревянный шест с прибитой на него материей. Как объяснили Николаю Николаевичу, у душманов это знак того, что человек не отказался от своей веры. Могилу на чужбине нашли. Провели экспертизу останков по ДНК, которая подтвердила, что найден Алексей Зуев.

В 2012 году, в день перезахоронения останков русского солдата, в родном Щучинске на траурную церемонию пришел весь город. Николай Николаевич поклонился праху друга — истинного воина своей страны...

Время отдаляет от нас события, стирает подробности, многое забывается. Но два года службы как память о товарищах, о боевом братстве, закаленном в огне сражений, остались для Николая Николаевича на всю жизнь. «Афганистан — со мной», — говорит ветеран. И не только в памятные даты.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

2