Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

04.04.2024 12:49 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 13 от 03.04.2024 г.

Голосами детей

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

Заслуги учеников для меня ценнее персональных побед, говорит преподаватель музыки Дарья Ивановна Дмитриева

Министр образования и науки Виктор Альбертович Акопьян лично поздравил каждого педагога из пятерки финалистов.

Педагог школы №4 поселка Алексеевка из 22 участников вошла в пятерку финалистов конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области — 2024». Педагог ответила на вопросы газеты о себе, педагогической практике и наставниках.

ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ ПЕТЬ? ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ

Дарья Ивановна уроженка Самары, педагогическую деятельность начала в своей альма-матер — музыкальной школе имени Петра Ильича Чайковского. Выйдя замуж, переехала в Алексеевку. В семье растет сын Артем. Уроки музыки в школе №4 Дарья Ивановна ведет девять лет и по совместительству преподает в Детской школе искусств по классу фортепиано, вокал и теоретические предметы.

- В музыкальную школу идут ребята талантливые, заинтересованные. А в общеобразовательной сложнее преподавать музыку?

- Конечно, в самом начале дети восприняли меня не так, как мне хотелось. Я все-таки несла классическую фундаментальную музыку. Моя задача — чтобы ребенок не просто слушал современную эстраду, а также понимал историю и теорию музыки. Многие дети пошли за мной. У нас с ними организовался хоровой коллектив «Мелодия». За ними и остальные постепенно начали располагаться ко мне. Сейчас абсолютно другой уровень, другое понимание предмета. На моих уроках ребенок имеет возможность проявить свои творческие способности.

- Что из себя представляет программа по музыке в общеобразовательной школе?

- Если раньше предмет изучался с 1 по 7 класс, то сегодня — с 1 по 8 включительно. Программа вобрала в себя все яркие моменты искусства. И это не только классика. Уже ближе к 5-6 классу изучаем репертуар современных исполнителей и групп. Министерство просвещения одобрило изучение произведений Олега Газманова, Шамана. Мы изучаем музыку разных государств, разных народов, разных периодов времени.

- Каждый может петь?

- Научить петь можно любого человека. Ко мне обращались взрослые люди, и у нас получалось. Если есть желание, возможно все. А петь научить можно исходя из диапазона голоса. Тем более, если просто для души хотят петь, можно подстроить песню, чтобы было удобно. А детей уж точно любого можно научить петь. Не придерживаюсь выражения — медведь на ухо наступил. Талант, конечно, видно сразу, и такой ребенок способен на большее. Но петь может каждый.

СЕМЕЙНЫЙ ВЫХОД

По словам Дарьи Ивановны, на конкурсе «Учитель года» она представляла не только себя, но и всю свою музыкальную семью. Муж, Сергей Евгеньевич Дмитриев, тоже учитель музыки: на конкурсе и свое мастерство представлял, и супруге помогал готовиться, поддерживал морально.

- Как так получилось, что и вы, и супруг в этом году оказались среди участников конкурса?

- Сергей работает в школе поселка Смышляевка. Сначала ему предложили поучаствовать, что не удивительно: он очень талантливый. Умеет играть на всем. Меня это потрясло, когда с ним познакомилась во время учебы в музыкальном училище, и до сих пор не перестаю удивляться. Когда я рассказала в школе, что муж — участник конкурса профмастерства, меня тоже подтолкнули заявить о себе. В результате мы оба начали готовить открытые уроки. Сергей прошел два этапа. Я дошла до финала.

- Вы сами ожидали, что станете финалистом?

- Нет, конечно! Даже на окружной этап шла не за победой, а чтобы проверить, на что способна, какой багаж накопила за девять лет работы в школе. А когда уже ехала на зональный этап, и тем более — на областной, понимала, что жюри, выбрав меня, оказало большую честь. Вот тогда на себе почувствовала ответственность — не хотела никого подводить.

УВЛЕЧЕНИЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Дарья Дмитриева прежде чем получить высшее образование по своему профилю окончила Самарское музыкальное училище имени Д. Г. Шаталова по специальности «Хоровое дирижирование». Она уверена: без фундаментального образования искусство не постичь.

- Расскажите немного о себе. Что стало причиной, что вы стали себя пробовать в музыке?

- Еще до школы в своей комнате сажала на стульчики игрушки, включала песни Владимира Яковлевича Шаинского на магнитофоне и дирижировала им. Для родителей это стало сигналом. И перед первым классом дедушка подарил фортепиано. А мама повела в детскую музыкальную школу имени П. И. Чайковского. Не скажу, что я этого сильно хотела. Но там в моей жизни появился человек, который перевернул все мое сознание.

Екатерина Александровна Попова (тогда Лутченко) с нами занималась хоровой деятельностью и просто влюбила меня в себя и в то, чем занималась. Я жила хором практически каждый день — у нас были репетиции четыре раза в неделю, плюс суббота-воскресенье. По 2-3 часа. В 7 классе я закончила «музыкалку», но не забросила. Пошла еще на дополнительные два года. Тогда и поняла, что хочу быть, как мой преподаватель по хору. Она просто погрузила меня в музыкальную жизнь. В 8-9 классах мы с ней ездили на хоровые олимпийские игры, посетили Австрию, были в Польше, в Вене, Юрмале. Впоследствии решила, что хочу так же, как Екатерина Александровна, быть преподавателем. Она меня подготовила к поступлению в музыкальное училище.

- Ваши родители были причастны к искусству?

- Мама, Светлана Петровна Зинковская, воспитатель детского сада. У нее нет музыкального образования, но она поет. Папа, Иван Геннадьевич, окончил музыкальную школу по классу «Аккордеон». Бабушка, Мария Акимовна, обладает уникальными вокальными данными, но она нигде не обучалась. Поет в академической манере.

- Хотите, чтобы ваши дети тоже пошли в музыку?

- Нашему сыну Артему 5 лет. Он поет в свое удовольствие. Вижу, что ему нравится. Но не буду настаивать до того момента, пока он сам не скажет, что хочет учиться. Только тогда поведу в музыкальную школу, чтобы Артему было интересно это.

ВЫСОКАЯ ПЛАНКА

Финалистов конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области — 2024» выбрали из 22 победителей зонального этапа. В пятерку лучших вошли учитель музыки Дарья Дмитриева из Кинеля; преподаватель химии Елена Лесная из Смышляевки; учитель начальных классов Вячеслав Логинов из Самары; учитель физики Надежда Милославская из Сызранского района и преподаватель истории и обществознания Алла Романова из Самары. Имя победителя станет известно после тщательного анализа и объявят в середине апреля, на церемонии награждения финалистов и лауреатов конкурса. Победитель выйдет на заключительный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России», который пройдет в сентябре — октябре.

- Расскажите о конкурсе. Как вы себя настраивали перед испытаниями?

- В 2018 году я в качестве зрителя была на церемонии награждения финалистов конкурса «Учитель года» в филармонии. И тогда завуч мне в шутку сказала, что через несколько лет буду на этой сцене. Мы все посмеялись. Тогда примерно уже представляла, что это за конкурс. Но в этом году даже не подумала, как это тяжело морально, физически и психологически. Мной руководил только интерес — смогу ли я.

На окружном этапе сначала был методический семинар, где членам жюри мы представляли свой педагогический опыт. И тогда, на первых минутах своего выступления, я испытала такой стресс, что не хватало воздуха. На открытом уроке, который прошел в школе №9, были совсем другие ощущения. Настолько погрузилась в работу, что забыла о жюри в составе 10 человек. Получила нереальный заряд эмоций от детей, это стало толчком дальше покорять конкурс.

Следующим был зональный этап в Кинель-Черкасской школе № 1. Там абсолютно незнакомые люди меня окружали, но были дети, которые по сей день со мной поддерживают связь. Они настолько эмоционально оказались со мной на одной волне, что урок прошел на одном дыхании. Именно благодаря этому мне удалось выйти на область.

Региональный этап — очень серьезный уровень. И подготовка нужна была совсем другая. Мне пришлось заново создавать урок. 26 февраля показывала методический семинар и сразу же — открытый урок. 1 марта — внеурочную деятельность. Изначально не было мысли идти на конкурс ради победы. Это потрясающий опыт. Прежде всего — взятия себя в руки, психологического контроля над собой, умения подать публике себя так, чтобы помимо того, чтобы выглядело достойно, но еще имело большую значимость.

- Что вас подпитывало все это время? У вас была поддержка?

- Мой супруг, который был рядом на протяжении всех этапов. Он помогал готовиться, он аккомпанировал на уроках. А также — весь мой коллектив. Отдельно — Екатерина Александровна Лыгина, наш завуч. Она, учитель истории и обществознания, погрузилась в музыку. Проводила со мной все выходные, все будни. Это тот человек, который со мной прошел все этапы.

- Что считаете своей главной наградой?

- Когда мой ученик заряжается от меня и становится продолжением меня. И такие дети есть. Настя Фурман с 5 класса училась у меня, мы с ней участвовали в конкурсах, побеждали. Окончила музыкальное училище, продолжит обучение в вузе. Также ученик нашей школы Владимир Смертин обладает уникальными музыкальными способностями. Я думаю, он тоже ярко проявит себя в музыкальной деятельности.

У меня есть награды, звания, но персональные победы не так радуют, как заслуги детей. Участие в конкурсе «Учитель года» — мой новый этап в жизни. И выход в финал дает убеждение, что предмет музыки в школьной программе значим.

Татьяна Николаевна Соболева, директор школы №4 поселка Алексеевка:

- Дарья Ивановна ведет музыку и искусство. Она сначала получила среднее специальное образование, потом — высшее. Сейчас учится в магистратуре по специальности «Психология». Энергичная, активная, коммуникабельная, может повести за собой детей. И не только: Дарья Ивановна стала организатором группы молодых педагогов. Вместе участвовали в конкурсе «Педагогические таланты Кинеля», в номинации «Хореография» были удостоены первого места.

На данный момент Дарья Ивановна классный руководитель 8 «а». Это очень сплоченный коллектив. Дети ее любят. У нее нагрузка — 19 часов уроков музыки в 1-8 классах, плюс — внеурочная деятельность. Она руководитель школьного хора «Мелодия» и школьного театра. Композиции, которые исполняет хор, записываются на профессиональной студии. На композиции создаются любительские клипы. Также хор выступает на мероприятиях не только в школе, но и в поселке, на конкурсах занимает призовые места.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3