Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

08.05.2024 11:08 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 19 от 08.05.2024 г.

Рейс в май 45-го

Автор: Татьяна ДАВЫДОВА

Кинель вошел в праздничный маршрут ретро-поезда «Паровоз Победы»

Проект по сохранению истории Великой Отечественной войны реализует Куйбышевская железная дорога. В преддверии Дня Победы поезд, в составе которого тематические экспозиции, сделал остановку на 11 крупнейших станциях магистрали. Наш городской округ первым встречал легендарную «лебедянку» — паровоз, который стал символом победного возвращения фронтовиков.

«ЛЕБЕДЯНКА» НА ХОДУ

«Ретро-поезд прибывает на первый путь южной стороны вокзала. Стоянка поезда два часа» — голос из динамика сливается с приветственным гудком паровоза. Железный гигант из прошлого века на всех парах врывается на станцию, где его ждет праздничный строй встречающих, и по сигналу семафора останавливается у перрона. При всем параде — украшен цветами, флагами, транспарантами. Знаменитый паровоз серии Л-«Победа» среди железнодорожников ласково наречен «лебедянка», по фамилии своего создателя — известного советского инженера Льва Лебедянского.

Машинист ретро-состава признается: пересесть с современного поезда, работающего на электрической тяге, на паровую машину — непросто. В будке паровоза работа кипит при 1000 градусах. Аппетит у «лебедянки» — отменный. Железнодорожник посмеивается: «Идем с крейсерской скоростью. Но рейс волнительный. Техника, которую придумали наши прадеды, нам в диковинку. Требуется слаженная работа команды, как часы».

В этом году почетный маршрут удлинили. На пути следования «Паровоза Победы» — 11 крупных станций Куйбышевской магистрали: Кинель, Похвистнево, Уфа, Стерлитамак, Бугульма, Набережные Челны, Ульяновск-Центральный, Рузаевка, Моршанск, Пенза-1 и Самара. Общая протяженность пути ретро-состава — порядка трех тысяч километров.

СКВОЗЬ ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Май 45-го. Страна ликовала — Победа! Как тогда встречали возвращающихся с войны и радовались со слезами на глазах, поздравляли друг друга и даже незнакомых людей с победой, как под вокзальными часами разгорался настоящий праздник — эту атмосферу прочувствовали через 79 лет наследники защитников Родины: дети, внуки и правнуки Победителей. Немало кинельцев пришли на железнодорожный вокзал, чтобы окунуться в героическое прошлое, оказавшись одновременно участниками исторической реконструкции, которую показали представители исторических клубов, и зрителями. Первоклассники школы №3 встретить паровоз Победы пришли всем классом.

«Мы с ребятами на занятиях часто говорим о Великой Оте-чественной войне, о том, какое значение имеет День Победы для страны, для нас всех. А эта экскурсия поможет им более детально, наглядно представить те события, — рассказала учитель начальных классов Татьяна Пет-ровна Попова. — Очень много военной техники. Есть танк Т-34, который ребята видели пока только на картинках».

«Всю жизнь проработал на железной дороге. Сейчас на пенсии. Мне самому-то интересно, а сколько радости для детей, — поделился житель Кинеля Николай Иванович Старцев. — Сегодня мои внуки не смогли прийти. Вот делаю фотографии, чтобы потом им показать».

А Юлией Владимировной Лапиной, Григорием Александровичем Антоновым и их сыном Ярославом двигал не только интерес, но желание отдать дань памяти своим фронтовикам.

«Сегодня нельзя было не прийти сюда, особенно с ребенком. Юное поколение должно знать историю страны, — считает Юлия. — У меня прадедушка, Петр Стрельников, воевал. Он был родом из Бобровки, ушел на войну и погиб в Венгрии в январе 1945 года. Совсем немного не дожил до победы».

«У меня тоже оба деда были на фронте — один на Балтийском флоте, другой на дальнем пограничье служил», — поддержал супругу Григорий.

2024 год для Кинеля юбилейный: в марте военного 1944 года пристанционный поселок получил статус города. Железнодорожная станция Кинель в условиях войны имела стратегическое значение, обеспечивая транспортное сообщение с трудовым тылом, работавшим для фронта.

«Чувство огромного счастья с примесью боли и горечи переполняют: поколение победителей завещало нам мир и светлое будущее. И сегодня, как никогда, важно сохранить память о героях. Мы не думали, что такое может повториться. Наши ребята, как их прадеды, сегодня защищают и отстаивают интересы Родины», — сказал глава Кинеля Александр Алексеевич Прокудин, осмотрев тематические платформы ретро-поезда.

СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ

«Паровоз Победы» — музей под открытым небом. В железнодорожном составе 8 платформ, на которых свои экспозиции представили разные исторические клубы. Реконструкция — дело семейное для Александра Михайловича Михайлова, руководителя Ульяновского военно-исторического клуба. Он так и называется — «Семья Михайловых».

«Для нас это важное мероприятие. Посмотрите в глаза детей. Им же интересно! Таким образом они о Великой Отечественной войне могут не только в учебнике истории прочитать, но и пощупать руками — в чем ходил солдат, как выглядел, как было ему тяжело. Например, у нас есть экспозиция — полная раскладка снаряжения бойца Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Современное обмундирование более усовершенствованное, а тогда вот таким был вещмешок, штык-нож, в такой сумке хранились продукты. Все это познавательно», — считает Александр Михайлович.

Его дочь Варвара поделилась: «Я реконструкцией занимаюсь уже одиннадцать лет. Выполняла роль мирного населения, бойца морской пехоты, в детстве была сестрой милосердия. А сегодня — сотрудница милиции. Мне это интересно».

На платформах — 17 единиц военной техники. Самые раритетные: уникальный советский танк Т-34, бронеавтомобиль и автомобили ЗИС с пулеметами, противотанковые пушки и военные прицепы, полевая кухня на колесах. Большинство из представленного — коллекция самарского клуба «Они сражались за Родину», который был организован в 2010 году и является, как говорят его участники, собранием товарищей по интересам. Клуб объединил бывших офицеров. Они сами ремонтируют технику, восстанавливают раритетные экземпляры, участвуют в парадах и реконструкциях.

«Еще одна ценная новинка — канадский артиллерийский тягач производства Ford и Chevrolet 1943 года, — рассказал руководитель клуба «Они сражались за Родину» Александр Анатольевич Паулов. — Эту машину нам передал Павел Александрович Иванов, коллекционер из Самары. В советские войска они попадали двумя путями — либо по ленд-лизу, либо как трофей». Бывший военный прокурор, майор юстиции, в реконструкции, которую показали во время стоянки «Паровоза Победы», участвовал в своих погонах. Из его семьи на фронт ушли шесть человек. И все вернулись живыми. Их фотографии разместились вместе со снимками других участников на окнах пассажирских вагонов «Бессмертного полка», символизирующих теплушки, которые знакомы нам по кинофильмам. В таких красноармейцы возвращались с фронта после победы в Великой Отечественной войне.

Атмосфера приближающегося торжества царила на железнодорожном вокзале. Передавая настроение грядущего праздника и в память о тех, кто приближал Победу на фронте и в тылу, участники творческих коллективов Городского Дома культуры выступили с концертом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7