Меню
12+

СМИ — сетевое издание Кинельская жизнь

04.10.2023 13:06 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 39 от 30.09.2023 г.

Богатство Павла Васильевича

Автор: Анна ИВАНОВА

У ТЕХ, КОМУ МЫ ВЫРАЖАЕМ СВОЕ УВАЖЕНИЕ ПЕРВОГО ОКТЯБРЯ, НУЖНО УЧИТЬСЯ ГЛАВНОМУ ПРАВИЛУ: НЕ РОПТАТЬ НА ЖИЗНЬ

ОТ РЕДАКЦИИ

С Павлом Васильевичем Цепковым «познакомила» публикация на страницах нашей газеты.

В одном из номеров мы рассказывали о региональном проекте «И потому в веках живут они…», который связан с темой Великой Отечественной войны. Его суть — найти и восстановить имена уроженцев Куйбышевской области, погибших летом 1943 года, освобождая Донбасс от немецко-фашистских захватчиков. Координаторы регионального проекта через местную прессу обратились к родственникам защитников отечества, в чьих семьях берегут как реликвию все, что связано с фронтовой биографией воина, сложившего голову в тех ожесточенных боях.

Через несколько дней после выхода материала в редакцию пришел пожилой мужчина. Представился: Павел Васильевич Цепков. Достал из кармана сложенную страницу газеты с публикацией о проекте. Положил на стол и рядом — крохотную фотографию со стертыми от времени краями, на которой — человек в солдатской гимнастерке. «Вот вы написали откликнуться родственникам, — начал Павел Васильевич и, показывая на дорогой сердцу снимок, продолжил: это отец мой. Погиб там, на Украине».

Уточнив место гибели солдата Цепкова, выяснили, что защищал он одну тогда для нас Родину, освобождая Украинскую ССР в другой ее области. Освобождал ценой своей жизни.

Разговорились. Павел Васильевич оказался интересным собеседником и поразил нас неугасающим оптимизмом.

ДОБРОТНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Невзирая на свой почтенный, 85-летний возраст, Павел Васильевич Цепков не собирается сдаваться годам, продолжает находить интерес в жизни и активничать. В небольшой спаленке его чисто убранного дома рядками стоят заготовки на зиму, морозильная камера наполнена плодами с приусадебного участка и тушками бройлеров. Видно, во всем хозяин любит порядок и сам его обеспечивает. Наполненный вяленой рыбкой таз привлекает взгляд. «Рыбачу смолоду: хорошее отдохновение от суеты, — объясняет Павел Васильевич. — Намедни на Самарке, на повороте у Спиридоновки с надувной лодки «охотился», с берега не люблю ловить».

До реки дед на машине доезжает, давно он за рулем. Начинал с мотоцикла «Иж-юпитер», сейчас в гараже пятая модель ВАЗа. На ухоженном, обустроенном еще в 60-е годы, участке уже убраны томаты, дозревают кочаны капусты, в одной из больших самостроенных теплиц — перец красный «колосится».

В загончике, завидев кормильца, закудахтали беспокойные куры-несушки. В нескольких уголках цветочки яркие пристроены. Павел Васильевич наклоняется и гладит маленькие георгины, только набравшие цвет: «Радуют. Тыквы с дачи привез — для кур. Огурцы были — все раздал, не стал солить. Землю мотоблоком вспахал, ботву измельчаю и использую в оборот. Вон там на границе с соседним участком абрикос из косточки вырос, для всех плоды зреют. Корни винограда у меня — а ветки лозы у них беседку накрывают».

Живет Павел Васильевич в ладу и с соседями, и с многочисленными родственниками в Кинеле. Друзей и хороших знакомых у Цепкова много в городе, а родные всегда выручали и поддерживали друг дружку. Вот и сейчас заготовки, плоды с урожая, яйца — все для угощения и подарков приготовляет, одному не осилить столько, а продавать излишки не привык.

«Глаза «починил» в клинике Ерошевского в Самаре. Врачи у нас от Бога. Далеко-то я вижу, а газету в очках читаю, — Павел Васильевич кивает на экземпляр городского издания, разложенный на столе. На полосе синими чернилами что-то подчеркнуто, на полях записи. — Зрение необходимо, у меня же хозяйство. Справляюсь. Жизнь своим чередом идет. Без Тони моей плохо, конечно». Супругу каждый раз вспоминает с отчаянием в голосе. Больше 56 лет вместе прожили, в 2010 году Антонина Петровна слегла. Тогда Павел Васильевич уволился (в возрасте 73 лет) с Самарского завода имени Фрунзе, где проработал полвека. Шесть лет ухаживал за женой.

В БОЛЬШОЙ СЕМЬЕ

Повествование П. В. Цепкова о своей судьбе как живая история целого поколения, страны. Павел Васильевич помнит по имени-отчеству людей, с кем встречался по жизни, легко владеет профессиональными терминами слесаря-

механика-инженера. Очевидно, так светла память и ясен ум в солидном возрасте, потому что и к людям, и к труду, и к учебе — к самой жизни Павел Васильевич относится основательно, с вниманием, благодарностью и любовью.

Наш собеседник родом из села Красносамарское. У Анастасии Степановны и Василия Ивановича Цепковых было четверо детей: Александр, 1929 года рождения, Анна — 1935 год, Павел родился в 1937-м, а младший, Николай — в 1941 году. Отец работал учетчиком в колхозе имени 1 Мая, мать — в бригаде по сбору овощей, позже дояркой была. Василий Иванович имел несколько классов образования. В доме устраивал «ликбез» — учил читать и писать родных и соседей. Цепковы много трудодней зарабатывали, Павел Васильевич помнит, что за хорошую работу родителей наградили велосипедом — тяжелый он был, колеса без камер.

Отца на войну провожали зимой 1941-го. Четырехлетнему Павлику запомнилось, как тетка что-то кричала отцу, стоящему посреди избы в ватнике и валенках. До Кинельского райвоенкомата уезжали на санях, запряженных лошадью. Братьев дома оставили, мороз был сильный. И еще — собака рвалась с цепи и долго потом бежала за санями… Василий Иванович Цепков, 1908 года рождения, погиб в сентябре 1943-го, захоронен в братской могиле села Малая Токмачка Запорожской области. Семья узнала об этом из письма руководителя отряда красных следопытов в апреле 1971 года. А недавно внук Павла Васильевича отыскал на сайте Министерства обороны скупую строку в донесении о безвозвратных потерях 301-й Сталинской стрелковой дивизии.

12-летнему старшему брату Шурке поручили колхозную лошадь, он ухаживал за ней, кормил — на телеге подвозил воду к тракторам в поле. В войну, да и после, на тракторах работали молодые девчонки, а радиаторы «худые» были, то и дело машины вставали без воды. «Подобный трактор с большими колесами сейчас на пьедестале у мехфака стоит в Усть-Кинельском, — отметил Павел Васильевич. — После войны обрабатывали 80 соток огорода всей семьей. Вручную, лопатой копали. Мамушка наша чуть свет — на работу, а вечером нам, бывало, выволочку устроит, если вместо работы в поле на речку сбежим. Дома коровенка была у нас завсегда. Косить я рано научился. Сена заготовим, а его потом отбавляют — колхозную скотину кормить. Налогом облагались корова, куры: молоко, яйца, мясо, картошку — положенную долю отдавали государству. Работали за «палочки». А хлебушка, вкусного и вдоволь, мы только в 53-м году наелись».

В НАЧАЛЕ ТРУДОВОГО ПУТИ

Окончив в селе семилетку, 15-летний Павел Цепков устроился на Алексеевский серный комбинат — по знакомству. Руководил комбинатом Алексей Иванович Пережогин. Механиком там работал Иван Николаевич Ведерников, родной брат политработника красносамарского колхоза — он и порекомендовал Павла.

Смышленого парня приняли слесарем 2 разряда в механический цех, который занимался подготовкой оборудования для шахтеров. Там Павел Васильевич познал азы механики, обучился основам техники безопасности. Многие процессы и работу цехов сернодобывающего и перерабатывающего завода Цепков изучил. Шахтеры пользовались тяжелыми ручными электрическими фонарями с щелочным зарядом. Взял в смену фонарь — записали. А если не вернул — тревога. Еще строгий учет работников шахт вели с помощью двух стендов с номерными марками. Дежурный диспетчер контролировал — все ли марки вернулись на стенд.

Павел получил комнату в двухэтажном доме с печным отоплением. Делили комнату с сестрой, Нюся работала в Алексеевке на стройке. Топили вязом — двухметровые поленья расколоть было невозможно. Объединялись по трое хозяев, распиливали каждой семье по очереди. Трудно было, голодно — тяжело вспоминать. Заработка едва на еду хватало. Обувку и одежу справить — сильно экономить надо было. Но с первой зарплаты Павел матери на юбку габардина купил.

В 1956-м призвался Кинельским райвоенкоматом. Павла и еще нескольких алексеевских и кинельских ребят определили в подводный флот. «Мы все хотели служить, это было очень почетно! Гордились тем, что мы призывники, солдаты, — эмоционально восклицает Павел Васильевич. — А уж тем более — служба на флоте!».

Попал в учебный отряд подводного плавания, город Кронштадт, 3-я ЭМШ — школа электромехаников. Каждый день занятия и строевая подготовка, тренировались в городе. Утром на зарядку с голым торсом в любое время года, лишь бы вьюги не было. После учебки распределили на Северный флот — база подводных лодок в бухте Оленья Губа Мурманской области.

Матрос дизельной подлодки среднего класса (морского базирования и действия, бортовой номер 72) Павел Цепков изу-

чал матчасть, как «Отче наш». Командиры очень строго экзаменовали. «Я был электриком, но обязан знать устройство, принцип работы и обслуживание практически всех приборов, как и трюмный машинист, например, — рассказывает Павел Васильевич. — Сильная подготовка была, взаимозаменяемость. Нормально служил».

В походе, когда лодка погружалась, после изнурительной качки и тошноты наверху все спешили к запасам пищи. Галеты, печенье, сушки поставлялись в запаянных банках: открываешь, а они хрустят, как только что испеченные. Провизия хорошая была у моряков-подводников.

Случилось так, что за период службы Павел Цепков потерял обоих братьев. Старший погиб в автоаварии. Младший проходил практику по электрификации железной дороги в Кемеровской области. На станции Красные Орлы попал под поезд. Павлу предоставили кратковременный отпуск, снабдили билетами на поезд. Но сначала нужно было лететь на самолете — похоронить брата. Денег не хватало. Тогда офицеры собрали старшему матросу на дорогу собственные средства. Этот случай Павел Васильевич вспоминает сквозь слезы — настолько потрясло его армейское братство. Срочная служба на флоте продолжалась четыре года.

ЕГО УНИВЕРСИТЕТЫ

Павел демобилизовался в должности старшины 1-й статьи. Вернулся в Красносамарское, устроился в нефтеразведку — предприятие называлось «Куйбышевнефтегеофизика». Встретил в селе 17-летнюю красавицу Антонину Князеву и через четыре месяца женился. Кочевая жизнь нефтеразведки не пришлась по душе молодой семье. Посоветовались с мамой Павла Васильевича, продали домик в селе и в 1960 году купили позьму в Кинеле. Павел Васильевич начал работу слесарем на моторостроительном заводе в Куйбышеве. Дом на позьме строили из шпал своими силами.

У Цепковых родились две дочки, погодки — Ольга и Татьяна. Антонина Петровна выучилась на медсестру и работала в хирургическом отделении поликлиники — здание находилось на северной стороне. Главврач Сулейманов Исмаил Ибрагимович направил Антонину и ее подругу поступать в Куйбышевский мединститут. Экзамены они сдали, но не хватило положенного медицинского стажа для зачисления, и подруги определились на зоофак сельхозинститута. Анастасия Степановна прожила в доме с сыном и невесткой 16 лет, а потом переехала к дочери — Анна родила двойню, и бабушка помогала растить внуков.

С большой благодарностью вспоминает Павел Васильевич Валентину Николаевну Ладнову — директора железнодорожной школы на северной стороне Кинеля. Это она настояла, чтобы Павел поступил в вечернюю школу и получил полное общее образование.

«Вернусь с работы на электричке, быстро перекушу, книжки в зубы и бегом в «вечерку», — поделился Павел Васильевич. — Так 10 классов закончил. Получить хорошее образование тогда стремились многие, нужно было продвигаться. Поступил и я в сельхозинститут на факультет механизации. Руководителем дипломного проекта был профессор Еремин, он меня на кафедру звал. Но зарплата там была маленькая, а мне девчонок поднимать — дочери тогда уже старшеклассницы были».

На заводе П. В. Цепкову, слесарю 6 разряда, предложили должность мастера, а с 1982-го по 2010 год он работал старшим мастером в механическом цехе, в СКБМ при заводе им. Фрунзе (конструкторское бюро). Павел Васильевич рассказал, какой значимой и весомой была продукция Куйбышевского завода для всей страны — изготовляли и собирали авиационные и ракетные двигатели. Трудились с высокой отдачей и ответственностью. Сборка в закрытом цехе проводилась при двойном контроле. Работали в белых халатах, тапках и чепцах. На каждого слесаря — контролер. По номенклатуре паспортизированные детали разложены на столе, все этапы сборки — под запись, сверялись со схемой. Ни шайбочки пропустить нельзя — огромная ответственность. И самолеты летали исправно.

СЧАСТЛИВЫЙ ДЕДУШКА

Своими дочками, внуками и правнуками гордится Павел Васильевич и радуется. Старшая дочь, Ольга Павловна, получила два высших образования: окончила плановый университет и экономический факультет сельхозинститута, последние годы работала в Управлении пенсионного фонда руководителем отдела. Внезапная тяжелая болезнь унесла ее из жизни в 56-летнем возрасте. Очень печалится Павел Васильевич.

Внук Владимир служит в Кинельском отделении ГИБДД, воспитывает пятилетнего сына Андрейку. За плечами Владимира — служба в армии, командировка в Чечню, мехфак Самарского аграрного университета. Молодой человек — приверженец здорового образа жизни, вредные привычки — не для него.

«Сам я в 1982 году курить бросил, раз и навсегда, — признается Павел Васильевич. — А вот на крепкое словцо никак охоту у себя не отобью, грешен».

Младшая дочь Цепковых, Татьяна, закончила медицинский университет, фармацевтическое отделение. Внук Лешенька родился, когда дочь еще училась. Его письменный стол и сейчас стоит в доме у деда. По распределению после учебы Татьяна Павловна с семьей уехала в Великий Устюг. Алексей по стопам своих родителей стал фармацевтом. Построил и открыл аптеку в Великом Устюге, с женой растит четверых детей.

«Пятеро правнуков у меня! Как не радоваться? Это большое счастье», — говорит Павел Васильевич Цепков.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3